Система образования в Казахстане в 2021 году

Система образования в Казахстане в 2021 году
фото: Из открытых источников
Продолжение

https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1773601-novaa-sistema-obrazovania-v-kazahstane-2018-2019/

Система образования в Казахстане в 2021 году

Система образования в Казахстане определяет будущее страны. Вот почему общество так пристально наблюдает за происходящими в ней реформами. Уточним, с какими нововведения в образовательной системе столкнутся школьники, студенты и их родители.

Система образования в средней школе Казахстана

Образование в Казахстане реформируется уже несколько лет. Неизбежность этого процесса обуславливает динамика, с которой развивается наука и техника, информационное пространство. Новая система образования в Казахстане внедряется, чтобы дети становились мобильными и результативными взрослыми, были готовы осваивать меняющиеся технологии. Школьное образование в Казахстане сейчас построено так:

Содержание и программы. Новая программа обучения в школах РК внедряется уже в течение нескольких лет. На нее постепенно переходят учащиеся разных классов. В чем заключаются обновления? Новые требования существенно меняют подходы к получению знаний: репродуктивное воспроизведение информации уходит на второй план, учителя стараются развивать критическое мышление, учат сопоставлению и анализу фактов.

Оценивание. Новаторским подходом в определении успеваемости стало критериальное оценивание. Эту технологию используют для оценки личных достижений учащихся, выявления их сильных сторон и указания аспектов, над которыми надо работать. Оценивание проводится или по всей теме, или по отдельному заданию. Формально оценка выражается по-разному: смайлики, наклейки, надписи, сделанные учителем.

Отсутствие поточных оценок затрудняет понимание родителями ситуации с успеваемостью ребенка. Им следует помнить, что:

  • Показатели контрольных тестов, которые завершают изучение темы, являются свидетельством эффективности усвоения учебного материала. Этот результат называется СОР (суммарное оценивание раздела) и выражается в процентах, показывая, сколько заданий смог выполнить ученик.
  • Результат за четверть складывается из суммы всех СОР за этот период и оценки за контрольную работу. 

Данные учителя вносят в электронные дневники, которые доступны для просмотра онлайн.

 

Учебная нагрузка. МОН РК порекомендовало уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Для младшей школы оно составило 2–3 часа, с 5-го по 7-й классы нагрузку снизили на три часа, а с 8-го ее стало меньше на четыре часа.

Сокращение произошло после усовершенствования учебных планов и сокращения часов изучения предметов. Также была пересмотрена деятельность на физкультуре: дети получили возможность выбирать для занятий хореографию или спорт.

Обновленная система образования РК рассчитана на то, что школьники не только будут интенсивно осваивать знания, делать домашние задания, но и полноценно отдыхать. Время, которое отводится на подготовку домашних заданий, существенно сократилось и составляет:

  • для первоклассника на подготовку чтения во втором семестре — 20 минут;
  • во втором классе — 50 минут;
  • для 3 и 4 класса младшей школы — 70 минут;
  • у школьников 5–6 классов — 90 минут;
  • в 7–9-х классах — 120 минут;
  • для старшеклассников — 130 минут.

С таким режимом уменьшится эмоциональная и психологическая нагрузка на детей и повысится уровень закрепления знаний. Кроме того, была рекомендована пятидневная неделя для полноценного отдыха школьников и учителей. Давать учебные задания на время каникул запретили. В специализированных школах можно давать литературу для чтения, вести подготовку проектных работ.

Языки обучения. По мере того как в обществе меняется национальная гуманитарная стратегия, начались изменения и в школах:

  • Постепенно там, где обучение велось на русском, начинают увеличивать часть предметов на казахском языке.
  • Учебный процесс для старшеклассников должен вестись исключительно на национальном языке.
  • Также в школах запланирован постепенный переход на латиницу.

Интересным нововведением стало внедрение изучения некоторых предметов (химии, физики, биологии) на английском языке. Такой вариант пока возможен лишь для старшеклассников после соответствующего решения совета попечителей.

 

Новые предметы и современные учебники. В школьную программу добавили курс «Основы жизнедеятельности». В курсе литературы и истории дети в 5–7-х классах начали изучать краеведение. В отдельных школах вводятся курсы робототехники.

Изменилась ситуация с учебниками: новыми электронными версиями можно пользоваться с любых гаджетов;  уменьшился вес школьных рюкзаков и было оптимизировано рабочее пространство школьников.

Реформы коснулись и учителей. Каждый вид выполняемых работ теперь оплачивается. Были пересмотрены различные бюрократические моменты с целью уменьшения документов, которые надо оформлять.

Еще одно новшество коснулось распределения государственного финансирования школ. Теперь его размер определяется количеством учащихся. Таким образом, каждая школа заинтересована в высоком уровне обучения.

Описанные усовершенствования нацелены на то, чтобы оптимизировать среднее образование в Казахстане, повысить качество знаний и умений, приобретаемых школьниками, формировать самостоятельную и деятельную личность.

Система высшего образования в Казахстане. Молодежь в стране получает высшее (бакалавр, специалист) и послевузовское образование (магистратура, резидентура, докторантура). В государственные и частные вузы абитуриенты поступают по результатам единого вступительного экзамена — ЕНТ.

В этой сфере реформы таковы:

- Профилизация в вузах. Некоторые высшие учебные заведения предлагают специальности, которые у молодежи не пользуются спросом. Поэтому каждый год на них не добирают студентов. Профильные министерства будут отменять лицензии вузам на такие специальности. Это поможет провести модернизацию вузов, чтобы сформировались конкурентные профильные направления. Данный процесс предполагает улучшение качества преподавания и получаемых знаний, развитие материально-технической базы.

- Система антиплагиата. За последние годы снизилась самостоятельность в выполнении студентами различных письменных работ, в том числе дипломных:

  • Провести самостоятельное исследование и описать его не так просто, а вот переписать чужую работу легче легкого из-за общедоступности информации.
  • Научные материалы в большом объеме попадают в интернет, а студенты используют их без правильного оформления. Так появляется плагиат.

Объемы информации, представленные в Сети, огромны и не всегда можно отследить ее источники и проверить достоверность. Поэтому разработана система, которая будет использоваться для проверки всех письменных работ. Особенно тщательной проверке предполагается подвергать дипломные и магистерские работы, так как по ним оценивают результат обучения студента и его профессиональную подготовку.

- Заочное или дистанционное обучение. Ранее в РК существовала заочная форма обучения для студентов, но с 1 января 2019 года она была приостановлена. Причиной такого государственного решения стал тот факт, что уровень знаний, который при этом получали выпускники, сильно отличался в худшую сторону по сравнению с очным отделением.

На смену заочному образованию сегодня приходит современное дистанционное высшее образование или система неполной занятости (part time). Теперь возможно составление гибкого графика - лекции и занятия проводят в выходные дни или вечером. Те студенты, которые поступили на заочную форму с 2018 года и ранее, будут доучиваться и получать дипломы по старым правилам.

- Система колледж - вуз. В Казахстане с 2019 года запущен пилотный проект, который позволил выпускникам некоторых колледжей (их 46) продолжать обучение в вузах по новым условиям: студентов переводят в университет по результатам выполнения учебного плана. Это стало возможным благодаря единой системе кредитно-модульного обучения.

- Аттестаты для детей с особыми потребностями. Ранее детям с задержками умственного развития выдавали справки. Теперь для них предусмотрены аттестаты с иной серией, чем у остальных выпускников.

Особенные дети получили возможность поступать в колледжи, приобретать рабочие специальности. Это нововведение сняло проблему с нарушением прав человека по отношению к таким детям и открыло для них перспективу социализации.

- Стипендия «Болашак». Эту стипендию учредил президент Казахстана, чтобы дать возможность молодежи получать научные степени и проходить стажировку в известных мировых компаниях. Для ее получения необходим высокий средний балл аттестата, а также владение на высоком уровне казахским и иностранными языками.

Реформы, которые переживает образовательная система Казахстана, — это объективная необходимость. Их вызвала динамика, с которой развивается наука, экономика и технологии.

В новой реальности и требования к людям стали новыми. Они должны быть не просто умными, а креативными, иметь нестандартное мышление, быть мобильными и динамичными, быстро осваивать новые технологии. Национальная экономика развивается благодаря человеческим ресурсам. Поэтому система образования в Казахстане постепенно обновляется, чтобы растить индивидуумов, способных делать существенный вклад в этот процесс.