Пять простых правил для учителей, чтобы ни разу не наорать на детей и не выгореть на работе

Пять простых правил для учителей, чтобы ни разу не наорать на детей и не выгореть на работе

Пять простых правил для учителей, чтобы ни разу не наорать            на детей и не выгореть на работе

В последнее время часто появляются новости в стиле «учитель ударил ученика», «учитель на лбу ученика написал такое-то слово», «учитель наорал на детей - смотреть онлайн и без регистрации». Они собирают сотни комментариев от родителей, других учителей, просто диванных экспертов.

Знаете, что меня удивляет? Что ни на один новостной сайт не просочится информация в духе «Учитель остался после уроков и час объяснял непонятную тему», «Учитель организовал игру-викторину вместо скучного конспектирования учебника», «Петя Иванов поблагодарил учителя за то, что физика открылась ему с новой стороны». Ведь эти ежедневные маленькие чудеса, приятные моменты, кропотливый труд — кого это интересует? Всё воспринимается как должное. Зато посмаковать учительские провалы горазды все. 

Я долго думала, что может заставить взрослого, уравновешенного человека оскорбить или ударить ребёнка. Да, ученики у всех разные. К сожалению, встречаются наглые, злые, невоспитанные, распущенные. Бывает, ставишь «Н» напротив той самой фамилии и думаешь: «Хотя бы сегодня урок пройдёт спокойно…». Всегда найдётся педагог, который в сердцах воскликнет: «Да вы бы поработали в этом классе! Да с ними никто не справится! Да он готовый уголовник!».

Фрагмент картины Владимира Маковского «Приезд учительницы»
Фрагмент картины Владимира Маковского «Приезд учительницы»

А среди детей с 1 по 11 класс всегда найдётся тот, кто о своих правах знает не хуже практикующего юриста. И в любом удобном случае будет напоминать об этом. При таком раскладе родитель, возможно, задумается и попридержит гневные комментарии в адрес учителей. Но потом из школы вернётся его ребёнок, и он спросит:

— Ну как дела, сынок?

— Не очень.

— А чего так?

— Учительница орала из-за того, что я зелёную ручку забыл, назвала идиотом, все смеялись…

И вот уже обрисовывается другая крайность.

Сколько детей приходит в школу с радостью? А сколько со слезами на глазах упрашивают маму не ходить сегодня? У скольких подкашиваются ноги при виде своего учителя или от ужаса захватывает дыхание перед звонком на урок? Почему некоторые учителя беспричинно повышают голос и могут отругать за забытый пенал так, что спустя десятилетия с содроганием вспоминаешь школьную жизнь?

Фрагмент картины Роберта Харриса  «Школьное собрание»
Фрагмент картины Роберта Харриса  «Школьное собрание»

Спорить, кто прав, а кто виноват — бессмысленно. Ответ на вопрос, кому в современной школе хуже, — детям или учителям — у каждого свой. Но я поняла, что учитель, которому комфортно в школе и с которым комфортно в школе, осознаёт:

1. Вы действительно понимаете, где находитесь. И хотите там находиться.

Да, 365 дней (минус отпуск) невозможно приходить и уходить с работы в отличном настроении. Наверное, это даже ненормально. Но школа — это место, в котором мы проводим очень много времени. И это должно быть искреннее желание, а не мысль «пока не подвернётся чего получше, побуду здесь».

2. Вы хоть немного понимаете детей (или стараетесь это делать).

Как бы это кошмарно ни звучало, но основной «рабочий материал» для учителя — это его ученики. Работаем мы, конечно, и с бумагами, и с компьютером, но 45 минут урока — это всё-таки общение с детьми. Нужно идти навстречу в каких-то моментах, где-то посочувствовать, обнять, приободрить, похвалить при всех или наедине, поддержать шутку. В таких моментах раскрывается человечность, зарождается уважение, привязанность.

Фрагмент картины Ральфа Хедли «Журнал прогулок»
Фрагмент картины Ральфа Хедли «Журнал прогулок»

3. Личная жизнь должна быть обязательно. И никакой работы дома

Закрывая кабинет, учитель не должен обречённо думать: «Дома проверю 30 сочинений, 25 контрольных диктантов, подготовлю восемь презентаций, заполню журнал, а там, глядишь, три часика на сон останется». Нет! Ведь это не жизнь, а мука. За пределами насыщенной школьной жизни должна быть не менее насыщенная личная жизнь: семья, дети, друзья, хобби, путешествия.

Нельзя жить одной лишь работой, нужно на что-то переключаться. Так с любой работой, а с нашей — особенно. Ученикам приятнее видеть, что их учитель — человек с реальной интересной жизнью, а не тот, кто цепляется по поводу и без.

4. У вас есть хотя бы немного чувства юмора и всё в порядке с самооценкой.

В школе могут быть разные ситуации. И бывает даже необходимо посмеяться над собой.

А когда вы видите записку «ВашеИмяОтчество дура» — не падаете театрально в обморок и бежите писать докладную.

В критической ситуации, когда конфликт назревает на глазах, вы не опуститесь до оскорблений и рукоприкладства. Чего ждёт любой ученик, нарывающийся на конфликт? Реакции. Чего жаждут остальные 29? Зрелищ. Вы можете дать и то, и другое — и станете героем сплетен. Но уважающему себя человеку это не нужно.

Фрагмент картины Теодора Бернарда де Хёвеля «Класс»
Фрагмент картины Теодора Бернарда де Хёвеля «Класс»

5. Признаваться в своих ошибках — нормально

Даже не знаю, остались ли ещё учителя, которые окружили себя ореолом непогрешимости. Об этом много раз писали, но скажу ещё раз: учителя, который признал свою неправоту, будут уважать ещё больше. А наша задача — сосуществовать всем вместе в атмосфере уважения и понимания.

.По материалам ресурса