Прощай, кормилица...

Прощай, кормилица...

Прощай, кормилица...

Из-за бестолкового ремонта в сёлах Нурым и Актобе их жителям придётся резать скот

Прощай, кормилица...
Полуразрушенный мост над аварийным сбросом плотины подрядчики менять не стали.

Машина неторопливо катится, не разгоняясь, но не потому, что мы любуемся видом из окна. Просто по этой дороге с ямами и колдобинами невозможно больше 10 км/час набрать. Как-то особенно тихо на полях. Раньше в это время здесь тарахтели тракторы, а от работы сеялок пыль столбом стояла.

- Почему вся техника на приколе? - интересуемся у первого встречного в селе Актобе.

- Непривычная картина, правда? - отвечает на вопрос вопросом мужчина, позже представившийся Мухтаром БУГЫБАЕВЫМ. - Поливной воды не стало. Почти 3000 гектаров сельскохозяйственных земель остались незасеянными. Для Басшийского сельского округа это катастрофа. Поля медленно превращаются в безжизненную пустыню, а арыки обрастают колючкой. Скотине пастись негде.

Как рассказывают жители сел Нурым и Актобе, их огороды и поля питало водохранилище Аралтобе, построенное еще в советское время. При хорошей зиме со снегом здесь наполняемость достигала миллиона кубометров. Все эти годы водоем бесперебойно снабжал крестьян водой, пока в 2017-м кто-то из областных чиновников не решил произвести капитальный ремонт.

Тогда заказчик - управление сельского хозяйства Алматинской области - пообещал за 195 млн тенге не только очистить плотину, но и углубить ее дно, проложить новые каналы, заменить все трубы, поставить задвижки, чтобы не допустить потери воды. Попросили сельчан отнестись к предстоящему ремонту с пониманием.

- Сказанному поверили, но позже сильно пожалели. Думали, ремонт плотины подрядчик осенью начнет, как обещал, а он ранней весной приступил к работам. Мы начали возмущаться, а что толку, строители успели тихо слить воду. А мы ведь просили оставить хотя бы часть старых труб, чтобы вода к полям хоть как-то поступала, - сетует Саят НАРТАЕВ, у которого пропала люцерна на 14 гектарах. - Ремонт они должны были начать сразу же после того, как вода в котловане высохнет. Шли дни, месяцы, но никакие работы на водохранилище не начинались. Тогда мы стали интересоваться, в чем же проблема. Наш аким сказал, что тендер разыграли, а проигравший оспорил итоги конкурса. Теперь из-за него они не могут начать ремонт.

Здесь сельчане берут воду.

В ходе разбирательств выяснилось, что проблема не только в этом: сельхозотдел Кербулакского района в проектно-сметную документацию забыл включить ремонт еще 15 километров подводных водоводов. И это тоже стало одной из причин, почему пришлось отменить конкурс.

Однако чиновники свои ошибки не захотели признать и стали уверять, что ими проведена большая работа: два вод­охранилища, расположенные в Басшийском сельском округе, в 2013 году были признаны бесхозными. В том же году они сделали паспорт объекта и составили проектно-сметную документацию. Но пока выбивали деньги на капитальный ремонт, проект устарел, и им пришлось вернуть деньги государству. Чтобы сельчане не поднимали шум, местная власть пообещала в 2018 году вытащить деньги снова, конечно, после внесения кое-каких корректив.

- Тот год был тяжелым для нас. Пока сотрудники отдела сельского хозяйства наводили порядок в своих бумагах, почти половина моих односельчан вырезали скот, чтобы зимой он не пал от голода, - жалуется глава фермерского хозяйства Мухит САРСЕНОВ. - Нас возмущают не поля с высохшими многолетними травами и даже не оставшиеся без корма домашние животные, а обещания, которыми четвертый год кормят.

Почти 100 гектаров поливных земель уже не первый год остаются незасеянными у главы крестьянского хозяйства Кайсара БЕКМУКАШУЛЫ.

- В прошлые годы старался поливать посевы из артезианских скважин, но сейчас воды катастрофически не хватает, она не доходит до моих полей. Поэтому в этом году вообще не стал сеять, предпочел не рисковать, - говорит фермер. - И я не один в этом. Нас в двух селах около 30 крестьянских хозяйств, и все мы в этом году остались без урожая.

Может, для тех, кто привык считать посевные площади в масштабах области, эта цифра покажется каплей в море, но для тех, кто живет только земледелием, потерять из севооборота 2600 гектаров - это беда.

Что касается самой реконструкции водохранилища, она тоже вызывает массу вопросов.

- Почти 1,5 млрд тенге потратили, и ничего. Сами подумайте, на эти деньги не только ремонт плотины, но и весь поселок можно благоустроить, - возмущается сельский активист Мурат КУРБАНКУЛОВ. - Реконструкция водохранилищ фактически началась только в прошлом году. Однако качество работ оставляет желать лучшего: мы не знаем, какое количество грунта вывезли со дна водоема, не знаем, на сколько метров его углубили, трубы привезли уже покрашенными, дно отводного канала обтянули стяжкой, а края (стены) не стали бетонировать.

Сейчас работа вовсе стоит. Сельчане рассказывают, что подрядчики объяснили простой отсутствием труб, потом еще какие-то причины нашли. А аул сидит без воды. Если точнее, той воды, которую сейчас отпускают, хватает лишь для полива огородов.

Представитель подрядной организации поспешил успокоить прибывших на плотину разгневанных жителей двух сел тем, что у них еще есть сроки, работы ведутся в соответствии с проектом и выполнены на треть. 

Местным жителям пришлось внимательно изучить ПСД.

 

- Ждем материал. Придут трубы, и пойдем дальше. По проекту есть отметки, которые надо исправить, сейчас мы это делаем. Отклонение от проекта я не могу сделать, потому что это не оплачивается, - заверяет представитель подрядной организации Евгений ШАБЛЯ.

В областном управлении сельского хозяйства всю вину по затянувшемуся ремонту перекинули на проектировщиков - якобы вся проблема была из-за недочетов в проектировании объекта.

Но для сельчан это не утешение.

- Не знаем, чем скот кормить. Полива нет, трава не растет. Корма не вырастим - придется скотину под нож пускать. Прошлой зимой от бескормицы около 200 голов пало во всех хозяйствах, а закупать сено очень дорого, - жалуются они.

Не лучшим образом обстоят дела и с питьевой водой. Если в Актобе жители хоть как-то добывают ее из артезианских скважин, то сельчане Нурыма пьют воду, предназначенную для технических нужд.

Несколько лет назад здесь провели водопровод, но после сдачи в эксплуатацию новый резервуар и насосы для подачи воды почти сразу вышли из строя.

В емкость, которая обеспечивает село водой, заглянули и мы. Она доступна для всех. Любой желающий может прийти и посмотреть, что там внутри. А внутри кипит жизнь: поверхность воды затянута растительностью грязно-зеленого цвета, а на ней, как на подушке, восседают лягушки. Всю эту печальную картину завершает паутина с мухами. В запустение уже давно пришла и вся территория этого стратегического объекта. Грунт, которым засыпали основание водонапорной башни, весь в крысиных норах. Только одному богу известно, как она еще не упала.

- Сейчас все находится в аварийном состоянии. Водонапорная башня пустая, ее так и не смогли наполнить водой. Дело в том, что все насосы сгорели от напряжения, - рассказывает историю запуска этого многомиллионного объекта житель села Нурым Анатолий ОНГАРБАЕВ. - Чтобы мы не остались без воды, подрядчики схитрили - наш водопровод подключили к каптажу советских времен, предназначенному для полива огородов. Должны были водопроводные сети подвести к каждому дому. Но воды в своих домах мы не увидели, пока электрические насосы себе не купили. Теперь только с их помощью и получаем воду.

В результате всей этой бесконтрольности сельчане даже не знают, какого качества воду пьют! И таких сел в Кербулакском районе предостаточно.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

https://time.kz/articles/territory/2021/06/02/proshhaj-kormilitsa?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com