Превратить пустыню в сад: насколько развито ирригационное земледелие в Казахстане

Превратить пустыню в сад: насколько развито ирригационное земледелие в Казахстане
фото: apteka.uz

Ирригационное земледелие является древнейшим методом выращивания сельскохозяйственных культур, позволяющим получать стабильные урожаи в зонах с недостаточным количеством сезонных осадков, что весьма актуально для многих регионов нашей страны. Насколько развита система орошения земли в Казахстане, разбирался в своем исследовании ведущий эксперт Казахстанского института экономических исследований Аят Наурузов, передает портал Качественный Казахстан.

Как отмечает автор исследования, недостаточное количество атмосферных осадков в аридных (засушливых) регионах делает земли малопроизводительными, поэтому орошение на таких территориях является критическим условием. 

«Наибольшее распространение этот вид земледелия получил в Азии, Северной и Южной Америке, Европе. С развитием орошения возникают новые явления, которые до этого не были свойственны для данной территории. При орошении меняются гидрогеологические условия, водно-физические и химические свойства почв. Орошение оказывает многостороннее воздействие на природу местности: преобразует климат, растительность, микро- и мезорельеф, почвы и их водный режим», – рассказал эксперт.  

Он дополнил, что некоторые преобразования в результате орошения полезны и значительно увеличивают урожай сельскохозяйственных культур, а некоторые оказывают неблагоприятное влияние, вызывая деградационные процессы. 

Среди неблагоприятных явлений и процессов, которые могут возникнуть в результате орошения, можно назвать подъем уровня грунтовых вод, вторичное засоление, осолонцевание, обесструктуривание, переуплотнение почв. 

На оросительных системах широко распространено такое явление, как ирригационная эрозия, наблюдается высокая пептизация (распад) глинистого вещества пахотного горизонта, а также его вынос в подсолонцовый горизонт, низкая пористость, активное коркообразование, ирригационное окарбоначивание.

«Во избежание негативных явлений и процессов на орошаемых землях необходимо учитывать природно-климатические и почвенные условия каждого района и проводить конкретные мелиоративные мероприятия под орошение, обеспечить устойчивое управление почвенными ресурсами. Несмотря на негативные явления и процессы, которые могут при этом возникнуть, получить хороший урожай на территориях с засушливым климатом без орошения практически не представляется возможным, поэтому орошение играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и питания многих стран», – пояснил Аят Наурузов.    

Говоря о текущей ситуации в Казахстане, спикер отметил, что в настоящее время в нашей стране имеется 1,6 млн га орошаемых земель, большая часть которых приходится на южные области. 

Объем водных ресурсов Казахстана составляет 90 куб. км, из которых 50,8 куб. км (56,4%) – местный сток, 39,2 куб. км (43,2%) поступают по трансграничным рекам из Китая, стран Центральной Азии и России. 

Запасы подземных вод составляют 15,5 куб. км/год, разведанных на территории более 3,5 тыс. месторождений. 

«По данным Бюро нацстатистики (БНС) АСПР РК, в 2020 – 2021 году по республике водозабор составил 24,9 куб. км, из них на нужды сельского хозяйства – 15 куб. км воды (60%). При этом на регулярное орошение приходится 12,1 куб. км, из которых 11,8 куб. км – на четыре южные области: Алматинскую (включая Жетісу), Жамбылскую, Туркестанскую и Кызылординскую с площадью орошения 1,25 млн га, т.е. это 97% от всего водозабора на орошение и 78% от всей орошаемой площади по стране. При этом на 1 января 2021 года площадь, охваченная водосберегающими технологиями, по республике составила 248 тыс. га. В южном регионе из 1,25 млн га внедрено орошение всего на 5,4% от всей площади, или 67,7 тыс. га», – поделился статданными автор исследования.  

Он напомнил, что на протяжении последнего десятилетия экологи, фермеры и различные эксперты неоднократно заявляли о нарастающем дефиците водных ресурсов. По прогнозам Всемирного банка, объём водных ресурсов Казахстана может снизиться с 90 куб. км до 76 куб. км. 

Причины дефицита водных ресурсов – это природные условия (90 % стока рек приходится на весенний период), формирование около половины стока на территории сопредельных государств, а также экстенсивное использование, чрезмерное, безвозвратное водопотребление на орошение и потери воды. 

«Одной из проблем потребления воды в сельском хозяйстве является ее нерациональное использование и большие потери – до 40 % – из-за испарения, плохого состояния оросительных систем, нерационального или неправильного использования и т.д.  Потребление воды в сельскохозяйственном секторе снизилось по сравнению с советским периодом за счет снижения посевных площадей, однако на данный момент оно увеличивается и, согласно планам, еще больше увеличится. Планы по увеличению орошаемых площадей выглядят невозможными без решения проблемы дефицита водных ресурсов», – считает эксперт.  

Что касается состояния каналов и водохранилищ, то по данным спикера, большинство гидротехнических сооружений находится в неудовлетворительном состоянии.  

«На сегодня в системе орошения имеется порядка 3,5 тыс. магистральных и межхозяйственных каналов протяженностью 21,5 тыс. км, из них 55% находятся в неудовлетворительном состоянии. Это является основной причиной высоких потерь при транспортировке воды до конечных потребителей.  В разрезе областей большая часть каналов, нуждающихся в реконструкции, расположены в южных регионах страны. Зачастую реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений осуществляется с многочисленными нарушениями норм бюджетного законодательства и строительной деятельности, не устранены коррупционные риски. Несмотря на реализуемые программы и планы по реконструкции и ремонту водопроводной инфраструктуры, результаты остаются крайне низкими, в том числе ввиду неэффективного управления, недостаточного финансирования и коррупционных рисков. Новое Министерство водных ресурсов и ирригации призвано изменить ситуацию к лучшему и выполнить поставленные  главой государства планы», – подытожил Аят Наурузов.