Порядок установления мер реагирования на аварийные ситуации в производственных компаниях. ISO 45001:2018

Порядок установления мер реагирования на аварийные ситуации в производственных компаниях. ISO 45001:2018
фото: Pixabay

Порядок установления мер реагирования на аварийные ситуации в производственных компаниях. ISO 45001:2018

 

В соответствии с требованиями ISO 45001:2018 действия по реагированию на АС устанавливаются в производственных компаниях  в рамках планов ликвидации аварий.

 При установлении процедур реагирования на аварийные ситуации необходимо сосредоточить внимание на мероприятиях по предупреждению ухудшения здоровья, получения травм и минимизацию негативных последствий для безопасности лиц, затронутых аварийной ситуацией, а также минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

 Устанавливаемые процедуры реагирования на аварийные ситуации (действия, ответственность, средства, указания и др. в рамках плана ликвидации аварий) должны быть четкими и краткими, разрабатываться с учетом соответствующих применимых правовых и иных обязательных требований. 

 При разработке процедур реагирования на аварийные ситуации в рамках плана ликвидации аварий ответственным лицам (руководителям подразделений и производственных площадок, участков работ) необходимо обеспечить наличие и возможность получения следующей информации:

-  о местах хранения опасных материалов и объемах находящихся там материалов;

-  о количестве и местонахождении людей;

-  о системах, имеющих особую важность для обеспечения безопасности и охраны здоровья;

-  о степени подготовки персонала к действиям в аварийных ситуациях;

-  о существующих системах детектирования аварий и управления ими;

-  о наличии медицинского оборудования, аптечек первой медицинской помощи и т.п.;

-  о существующих системах управления и всех дублирующих или параллельно работающих системах управления;

-  о системе мониторинга опасных материалов;

-  о системе извещения о пожаре и системе пожаротушения;

-  об источниках аварийного энергоснабжения; 

-  о том, какие внешние аварийно-спасательные службы имеются в зоне расположения организации и какими они располагают возможностями реагирования на аварийные ситуации;

-  о правовых и других требованиях;

-  о предыдущем опыте реагирования на аварийные ситуации.

 В случаях, когда для реагирования на аварийные ситуации подразделению компании может потребоваться помощь внешних служб (экспертов по обращению с опасными материалами, внешних испытательных лабораторий), руководитель данного подразделения должен обеспечить заключение с ними соответствующих договоров с определением взаимосогласованных планов совместных действий. При этом необходимо особое внимание уделить уровню подготовки привлекаемого персонала, времени реагирования и границам возможностей, которыми располагают эти аварийные службы.

 В процедурах реагирования на аварийные ситуации устанавливаются роли, ответственность и полномочия тех, в чьи обязанности входит реагирование на эти ситуации, в особенности тех, кто обязан обеспечить немедленное реагирование на аварийные ситуации. Этот персонал следует привлекать к разработке процедур реагирования на аварийные ситуации, чтобы обеспечить уверенность в том, что они полностью осведомлены о видах и масштабах аварий, с которыми им придется иметь дело, а также о мерах по координации своих действий. Персонал аварийно-спасательных служб следует обеспечивать информацией, необходимой для поддержки их участия в деятельности по реагированию на аварии.

 При установлении процедур реагирования на аварии в рамках Плана ликвидации аварий включаются:

-  идентификация потенциально возможных аварийных ситуаций и мест их возникновения;

-  подробное описание действий, которые должны быть осуществлены персоналом при возникновении аварии (включая действия, которые должны быть осуществлены персоналом, работающим вне производственной площадки, персоналом подрядчиков и посетителями);

-  процедуры (планы, действия, рассредоточение людей) эвакуации;

-  способы связи и взаимодействия с аварийно-спасательными службами;

-  способы связи с работниками, находящимися как на производственной площадке, так и вне ее, надзорными органами и другими заинтересованными сторонами (с членами семьи работников, проживающим рядом населением, с местным сообществом, со средствами массовой информации);

-  информация, необходимая для осуществления действий по реагированию (чертежи и схемы планировка объекта, способы идентификации и места нахождения аварийного оборудования, способы идентификации и места расположения опасных материалов, места расположения выключателей оборудования, контактная информация об участниках работ).

Необходимо разработать памятки   по действиям персонала, работающего или находящегося в административных зданиях/офисных помещениях, по предупреждению аварийных ситуаций и реагированию на них.

 Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою организацию, приглашаем  вас на семинар «Менеджер системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» ISO 45001:2018. Обратите внимание на предложение по этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)