Такие понятия как «дроны» и «беспилотники» сегодня перестали ассоциироваться исключительно с военной промышленностью. Коммерциализация беспилотных устройств идет полным ходом: расширяется сфера их применения, технологии становятся функциональнее и доступнее, в том числе и для простых людей.
Статистика по рынку беспилотных летательных аппаратов подтверждает этот тренд – объемы продаж беспилотников растут стремительными темпами. Развитие телекоммуникаций и появление новых стандартов связи открывает большие перспективы в использовании дронов для разных сфер экономики: от доставки небольших грузов и фото- и видеосъемки до патрулирования улиц и осуществления наблюдения для различных исследований. И сегодня, мы как раз таки поговорим о том, что происходит на рынке дронов, какие интересные новинки в этой сфере предлагает нам 2021 год и как можно эксплуатировать дроны в Казахстане.
В Казахстане утвердили правила эксплуатации дронов
Теперь, чтобы использовать беспилотник над густонаселенным районом города или поселка, нужно запрашивать разрешение в уполномоченной организации в сфере гражданской авиации. Беспилотные летательные аппараты, которые подлежат учету в органах государственной авиации, необходимо зарегистрировать.
Такие правила прописаны в вышедшем 31 декабря 2020 года приказе и.о. министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан о правилах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
В приказе также прописано, что разрешение на полеты владельцу БПЛА нужно запрашивать вне зависимости от высоты и места полета. Ставить на учет не придется беспилотники категории «сверхлегкие» с наивысшей взлетной массой 250 грамм.
Разрешительный документ выдается владельцу аппарата на 5 лет. Для получения разрешения аппарату категории «легкие» важно предоставить следующие документы:
- заявление в произвольной форме, в котором нужно указать ИИН и подтвердить, что ознакомлен с ответственностью за небезопасную эксплуатацию аппарата;
- копия удостоверения личности;
- копия документа об окончании программы первоначальной подготовки внешнего пилота БПЛА, которая утверждена в гражданской авиации.
Важно отметить, что для полетов категории беспилотников «средние», «среднетяжелые» и «тяжелые» также необходимо разрешение.
Заявление о постановке на учет вместе с копиями документов можно отправить двумя способами: по электронной почте на адрес frontoffice@caakz.com или через почтовое отправление в адрес уполномоченной организации.
Рассматривают их будут в течение 15 календарных дней. После чего на заявителю придет разрешение на полеты.
Вам откажут в получении разрешения, если:
- вы предоставили неполный перечень документов;
- вам меньше 18 лет.
Приказ официально вступил в силу по истечении 10 календарных дней после его официального выпуска, а если быть точнее – 12 января.
Летающие такси Ehang помогают в борьбе с короновирусом
Еще в 2020 году китайский разработчик дронов EHang продемонстрировал возможности использования своих автономных электрических летательных аппаратов для скоростной транспортировки грузов и медицинского персонала. Мероприятие состоялось в рамках учений, организованных властями города Хэчжоу провинции Гуанси в целях отработки методов борьбы с распространением эпидемии.
Сначала летающее такси EHang 216 без людей на борту перевезло медикаменты с Площади Хэчжоу на крышу находящегося на расстоянии 4 км 25-этажного госпиталя и вернулся обратно. Затем директор по стратегии EHang Эдвард Сюй сел в двухместный летательный аппарат и пролетел аналогичное расстояние из центра города до больницы. Мероприятие было призвано продемонстрировать удобную альтернативу машинам скорой помощи и медицинским вертолетам для быстрого перемещения медикаментов и врачей в неотложных ситуациях.
В своем пресс-релизе Эдвард Сюй отметил, что при вспышке эпидемии в крупном городе экстренная транспортировка грузов и людей на соответствующих мультикоптерах по прямому маршруту принесет заметную пользу. Полеты могут выполняться и ночью.
В ходе демонстрационного перелета беспилотник EHang развивал скорость до 90 км/ч, а дальность перелета составила 15 км, что сравнимо с радиусом Хэчжоу. Компания и далее намерена продолжить внедрение технических решений для улучшения транспортной обстановки и обеспечения эффективного реагирования властей на чрезвычайные ситуации.
Вообще же предполагается, что коммерческая версия летательного аппарата сможет разгонятся до 150 км/ч, находясь в режиме полета до получаса. За это время, в зависимости от загрузки, EHang 216 будет преодолевать расстояние в 50–70 километров. Кабина нового летающего такси позволяет разместиться 2 пассажирам, в то время как масса самого 16-роторного БПЛА составляет 340 килограмм.
Массовое производство пассажирского дрона уже стартовало, и его создатели уже успели получить несколько тысяч заявок от покупателей. В настоящее время наибольший интерес к анонсированной новинке проявляют клиенты из Китая. Ожидаемая стоимость EHang 216 составляет $336 000.
Док-станция для дронов-доставщиков Matternet
Беспилотные летательные аппараты все чаще используются в сфере доставки, но им зачастую сложно найти место для посадки. Компания Matternet предложила неожиданное решение этой проблемы, построив терминал для грузовых дронов, больше похожий на луч смерти из фантастических фильмов 1960-х годов, чем на объект инфраструктуры. Помимо прочего, эти устройства призваны повысить оперативность доставки биоматериалов в больницы или лаборатории.
Matternet уже провела пилотные тесты своей разработки в Швейцарии и Северной Каролине. Новая серия испытаний стартовала в Сан Диего. Местные госпитали получили возможность быстро пересылать анализы крови и другие биоматериалы, не беспокоясь о возможных транспортных затруднениях при перемещении по городским улицам.
Компания с помощью своих станций пытается также автоматизировать процесс взаимодействия с дроном со стороны грузополучателя, которому, например, приходится решать, когда можно безопасно подойти к беспилотнику и забрать свою посылку.
Дизайн устройства выполнен в стиле вселенной медиафраншизы «Звездный путь». Высота терминала составляет 3 метра, он увенчан похожей на цветок посадочной площадкой с раскрывающимися створками. Инженерам Matternet удалось достичь сочетания функциональности и эффектного внешнего вида.
Когда беспилотник подлетает к станции, площадка открывается, дрон садится в ее центр, после чего разгружается и производится автоматическая замена батареи. Груз хранится внутри устройства до тех пор, пока получатель его не заберет, подтвердив право на это с помощью QR-кода. Если на станции находится только один дрон, он остается на месте посадки. Всего она способна принять несколько беспилотников.
Планируется, что во 2 квартале текущего года Matternet установит пробный терминал в госпитале, с которым компания уже сотрудничает. В дальнейшем сеть подобных станций будет расширяться.
У компании есть и другие нестандартные разработки в сфере роботизированной доставки. Так, совместно с Mercedes-Benz она создала гибридную транспортную систему, состоящую из фургона Vito и дрона. Большие и тяжелые грузы из автомобиля доставляет обычный курьер, а для более легких используется беспилотник Matternet.
Дроны смогут «поливать капусту» без участия человека
Ситуация с регулированием коммерческого использования дронов в США сейчас довольно сложная. Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration; FAA) всё ещё разрабатывает свод правил, но отдельные компании постепенно получают те или иные лицензии.
В частности, как сообщают источники, на днях FAA впервые одобрило полностью автоматические полёты дронов в коммерческих целях. То есть для управления дронами не требуются ни пилоты, ни даже просто наблюдатели.
Разрешение было выдано небольшой компании из Массачусетса — American Robotics. При этом дроны в полностью автоматическом режиме могут летать лишь в некоторых сельских районах на высоте не выше 121 метра. Ещё одно условие заключается в том, что каждый раз пилот, который может не находиться с дроном в одном районе, должен провести предполётную подготовку.
Дроны American Robotics представляют собой аппараты массой 9 кг. В их основе лежит технология Scout System, использующая в том числе акустические сенсоры для обнаружения препятствий.
Появились изображения долгожданного дрона DJI FPV
Источник опубликовал изображения нового дрона DJI FPV, анонс которого ожидается в ближайшее время. Многие надеялись увидеть дрон на выставке CES 2021, но этого, к сожалению, не случилось.
Для тех, кто не знаком с аббревиатурами из области дронов, FPV расшифровывается как First Person View, то есть камера и система передачи видео этого дрона работают с минимальной задержкой, позволяя управлять аппаратом так, как если бы оператор находился на его борту.
По предварительным данным, камера дрона позволит снимать видео 4K с частотой 60 к/с. Конструкцией турели предусмотрено удаленное управление углом наклона камеры.
Дрон с винтами диаметром 127 мм сможет разгоняться до 150 км/ч. В нем будет предусмотрено три режима полета. Для выполнения полетов с автоматическим возвратом в заданную точку («возврат домой» или функция RTH), аппарат будет оснащен приемником GPS.
DJI как всегда в своем интригующем стиле максимально сохраняет молчание касательно дат представления своих новинок. Согласно последним слухам, анонс гоночного квада действительно должен был состояться в первой половине января текущего года (в частности в рамках онлайн выставки CES 2021), но по каким-то причинам этого так и не случилось. Однако тот факт, что после месячного молчания инсайдеры DJI снова оживились, позволяет нам рассчитывать на совсем скорое его появление.
Компания GM о персональном дроне Cadillac eVTOL
В ходе виртуальной выставки CES 2021 компания General Motors (GM) рассказала, что планирует присоединиться к растущему числу производителей, разрабатывающих и планирующих выпускать аэротакси в виде электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). На иллюстрации показано концептуальное представление GM о персональном летательном аппарате марки Cadillac, работающем от батарей.
По словам GM, этот квадрокоптер с электрической силовой установкой мощностью 90 кВт сможет перемещаться по воздуху со скоростью до 90 км/ч. Похоже, что аппарат будет одноместным и самоуправляемым. Предположительно, он предназначен для коротких городских перелетов. К сожалению, другие технические подробности пока отсутствуют. Не стал производитель говорить и о сроках выпуска.
Sony представляет дрона Airpeak с камерой Alpha
Несколько месяцев назад компания Sony затизерила свой бренд дронов Airpeak, а в рамках CES представила первый краткий обзор своей первой модели с четырьмя роторами. Новинка Airpeak выйдет уже весной и, по заверениям компании, предназначена для профессиональных кинематографистов и создателей контента.
Стоит учесть, что цена и характеристики дрона пока не раскрываются. Однако, учитывая, что в основе дрона – серия беззеркальных камер Alpha – он явно будет не из дешевых. Соответственно, он может оказаться дороговатым для любителей дронов, но у режиссеров, видеооператоров и опытных фотографов он может найти своих почитателей.
Компания заявляет, что это самый маленький дрон, способный нести камеру Alpha на борту, и он обеспечивает высококачественную полнокадровую аэрофотосъемку благодаря особой технологии стабилизации полета и стабилизации изображения Airpeak.
Sony также поделилась “закулисным” видео, на котором дрон следует за прототипом Vision-S EV во время тест-драйва в Австрии, где можно увидеть Airpeak в действии, а значит – оценить дизайн квадрокоптера, множество бортовых камер, датчиков и т.д.
Хотя Sony дебютирует в индустрии беспилотных летательных аппаратов с высококачественной моделью, предназначенной для кинематографистов и профессиональных создателей контента, в будущем она может расшириться до оборудования потребительского уровня, учитывая, что DJI, нынешний лидер рынка коммерческих дронов, попал в список компаний, которые не могут работать на территории США (из-за продолжающейся торговой войны с Китаем).
Пожарный дрон от китайских инженеров
Китайская компания QilingUAV объявила о разработке беспилотного летательного аппарата вертолетного типа JS260, который можно использовать при тушении лесных пожаров. Согласно сообщению компании, аппарат может нести две емкости, заполненные жидкостью для тушения огня.
Тушение лесных пожаров с помощью авиации представляет очень сложную и опасную операцию. Дым от пожара сильно ухудшает видимость, а горячий воздух от огня, ухудшает управляемость самолетом и может нарушать работу двигателей. При этом летчики должны на пожарных самолетах или вертолетах должны пролетать над огнем как можно ниже для эффективного сброса воды.
Китайские разработчики полагают, что применение беспилотников должно сделать тушение лесных пожаров безопаснее.
JS260 имеет в длину 2,8 метра, в высоту — 1,6 метра и оснащен двумя соосными контрвращающимися несущими винтами диаметром 3,6 метра. Аппарат массой 160 килограммов оснащен двумя 34-сильными бензиновыми двигателями с водяным охлаждением и способен находиться в воздухе до 4 часов.
Беспилотник может нести полезную нагрузку массой до 100 килограммов. Он оснащен двумя точками подвески для емкостей с жидкостью для тушения огня. Емкости могут быть сброшены по одной или одновременно. Разработчики утверждают, что объема каждой емкости достаточно для тушения 50 кубических метров леса. Другие подробности о JS260 не уточняются.
Итоги
Несмотря на первые успехи, перед отраслью стоит большое количество вызовов: отсутствие законодательной базы, технологические ограничения для дальних полетов и вопросы приватности. Однако постоянно растущий спрос на беспилотники способствует более оперативному поиску решений по решению этих проблем для ускорения массового внедрения дронов на потребительских и коммерческих рынках. Будем надеяться, что 2021 год станет решающим в данной области, и уже совсем дроны станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через