Качество жизни непосредственно связано, в том числе, и с уровнем человеческого потенциала, развитие которого является определяющим для прогресса экономики, призванной обеспечить решение поставленных задач. Ярким примером тому может служить Норвегия.
Как известно, эффективность действия любых сложных систем в первую очередь обуславливается грамотным управлением. На эффективность экономических систем это распространяется прежде всего.
Форма собственности, в данном случае, имеет второстепенное значение. Это широко подтверждается опытом управления госсобственностью в капиталистических странах.
Скажем, в Норвегии и до нефтяной эры с начала ХХ века при большой доле в народном хозяйстве госсобственности развивалось государственное управление экономикой. В интересах всего общества работает, например, нефтегазовый комплекс, основу которого составляет компания «Статойл» со 100 % государственным участием.
После Второй мировой войны государство выкупило 51 % акций известной многопрофильной компании «Норск Гидро». Норвежские компании на свои доходы от нефти и газа создали мощную нефтехимическую промышленность. Чистая прибыль, помимо вложений в развитие нефтегазового комплекса, техническому уровню которого мы можем только позавидовать, составляет 18 % дохода бюджета, удовлетворяя потребности развития, как социальной сферы, так и экономики Норвегии.
Высокие цены на нефть позволили создать специальный нефтяной фонд для будущих поколений, в который, при экспорте 160 млн. тон, в последние годы передается по 20 млрд. долларов в год.
В результате этого Норвегия, по данным ООН, вышла на первое место в мире по определяющему качество жизни и жизненный уровень индексу человеческого развития, зависящего от продолжительности жизни, образованности и материального уровня жизни.
По сравнению с Россией Норвегия обделена природными ресурсами: скалы, фьорды, селедка, да и та — в море. Тем не менее, после открытия под морским дном в Северном море месторождений нефти и газа за счет государственной собственности на природные ресурсы и рационального управлению экономикой она обогнала по качеству жизни ведущие капиталистические страны и США.
Еще в 1963 году Норвежский парламент принял закон, по которому «право на естественные подводные ресурсы принадлежат государству». Это утвердило государственный суверенитет на все природные ресурсы, которые могут быть обнаружены на континентальном шельфе страны. На нём было введено государственное управление и контроль над всеми видами деятельности, а также созданы условия для развития новых отраслей промышленности на основе нефти, кооперации с норвежской промышленностью.
Государственное участие было реализовано на всех уровнях координации норвежской промышленности. Введение специального налога на нефтяную деятельность позволило осуществить перераспределение сверхприбыли в одной отдельно взятой отрасли национальной промышленности.
Когда цены на нефть резко увеличились, старая налоговая система не могла справиться со своей основной задачей национализации экономической ренты. Это привело к изменению системы налогообложения с двухуровневой (лицензионные выплаты плюс подоходный налог на компании) до трехуровневой (лицензионные выплаты плюс подоходный налог на компании плюс специальный нефтяной налог на прибыль).
Даже по отношению к транснациональным нефтяным компаниям Норвегия стремится сохранить за собой примерно 78 % нефтяной прибыли. Несмотря на международное давление, Норвегия остается верной своей основной стратегии государственного контроля над добычей нефти и газа и защиты национального суверенитета в деле определения развития нефтяной промышленности, поскольку она рассматривается в качестве важнейшего пути получения государственных доходов.
Бездефицитный государственный бюджет Норвегии на сегодняшний день достигается благодаря значительным доходам от нефтегазового комплекса за счет налогов и реализации нефти и газа, принадлежащих государству, что дает возможность стране не только форсировать различные социальные программы или создавать новые отрасли производства, но и осуществлять активные зарубежные инвестиции.
Примером могут служить также крупномасштабные инвестиции в здравоохранение, строительство дорог, увеличение расходов на образование и принятие программ экономической помощи для обеспечения небольших регионов северной и центральной частей страны услугами, сравнимыми по объему и качеству с теми, которые получают жители более плотно заселенных регионов.
Дотации направляются в сельскохозяйственный сектор, лесную и рыболовную промышленности, которые пользуются также низкими процентными ставками при обеспечении кредитов государственного банка. Кредиты и прямые инвестиции направляются также на модернизацию технологической базы промышленности, на создание «технологий будущего», таких, как телекоммуникации и спутниковая связь.
Создание наукоемких отраслей в Норвегии не было бы возможным без широких дотаций. Норвежская телефонная компания «Теленор» (до 1999 года была полностью государственным предприятием), созданная на деньги правительства, относится сегодня к самым технически высокоразвитым европейским компаниям.
Период высоких цен на нефть способствовал созданию в Норвегии нефтехимической промышленности и постройки сети терминалов по переработке нефти и природного газа. Нефтяные доходы способствуют поддержанию и энергоемких отраслей промышленности, прежде всего химической. Нефтяная промышленность дала, в свою очередь, толчок к развитию промышленного производства смежных отраслей экономики, служащих либо поставщиками (судостроение), либо потребителями продукции сектора (нефтехимия).
Доходы инвестировались как в дальнейшее развитие отрасли и вспомогательного сектора, так и перераспределялись через государственный бюджет в другие сферы национальной экономики, дотации сельскому хозяйству и социальный сектор.
Политика «норвегизации» внутреннего рынка, проводимого всеми норвежскими правительствами вне зависимости от их политических взглядов, способствует росту потребления внутренних товаров и услуг в качестве вспомогательных средств нефтяной промышленности. Нефтегазовый комплекс дал возможность развития социального сектора. В первую очередь за счет перераспределения дохода между компаниями и государством, которое осуществляется при помощи налоговой системы в пользу социального сектора.
Благодаря прогрессивному налогообложению доходов и неизменной политике поддержки различных социальных программ, население Норвегии реально пользуется всеми социальными благами.
С середины 70 х гг. и по сегодняшний день заработная плата персонала, занятого на производстве, является одной из самых больших в Европе, в то время как заработная плата управленческого персонала ненамного превышает ее и считается одной из самых низких в Европе, при этом норвежские служащие на фоне жителей других стран являются самыми продуктивными работниками в мире.
Структура расходов на личное потребление представляется также практически равной у различных слоев населения страны. Интересно отметить отсутствие заметного употребления предметов роскоши. К этому стоит добавить, что Норвегия и Швеция признаны ещё и самыми безопасными странами в Европе.
Социальные условия жизни в Норвегии впечатляют еще более, чем ее достижения в нефтегазовой сфере. Например, условия труда и быта на нефтяных платформах. Норвежский опыт замечателен тем, что начисто опровергает главный миф наших «реформ» о неэффективности государственного управления экономикой и государственной собственности в ведущих отраслях народного хозяйства.
В нашей печати, в том числе и оппозиционной, мало внимания уделяется вопросу управления зарубежными странами своей госсобственностью, а её там немало. Норвегии в этом плане повезло, — о норвежском опыте можно прочесть в книге С. В. Рогинского «Черное золото страны викингов. Нефтегазовый комплекс Норвегии 1962 2000», изданной при поддержке компании «Норск Гидро» «Компанией Спутник+» в 2001 г.
Что примечательно, эта интересная и весьма полезная книга подготовлена не в институте экономики, а в институте истории РАН. По идее, эта книга должна стать настольным пособием для всех интересующихся экономикой, особенно для законодателей, управленцев и экономистов.
Хочется ещё раз подчеркнуть, — опыт Норвегии подтверждает очевидную, но недоступную нашим «реформаторам» истину — эффективность использования собственности зависит от управления, а не от формы собственности. Государственная собственность при надлежащем управлении для общества более оптимальна, хотя бы потому, что доход от собственности идет не на удовлетворение личных потребностей и прихотей владельца, а используется в интересах всего общества.
В Норвегии парламент осуществляет контроль за правительством и выбирает в интересах народа наиболее эффективную схему организации дел в экономике и в стране в целом. За счет этого Норвегия достигла впечатляющих успехов.
Норвегия, за счет национализации природных ресурсов и правильного использования госсобственности в интересах всего народа, а не кучки воров и мошенников, как в России, обогнала по качеству жизни Швецию, Канаду, ФРГ, США и другие страны. Её опыт разбивает вдребезги не только парадигму систему основных идей, но и всю философию навязанных России экономических «реформ», основанных на устаревшем мифе об «эффективном собственнике», который якобы должен улучшить управление в экономике и повысить ее эффективность.
На самом деле в ХХ веке произошло разделение собственности и управления, и вместо «эффективного собственника» крупными предприятиями управляет наемный персонал. Даже под боком у направляющих наши «реформы» Соединенных Штатов в Мексике процветает государственная нефтяная компания «Пемекс», выручка которой только за счет экспорта нефти в США с января по сентябрь 2003 г. составила более 9 млрд. долларов. В основных нефтедобывающих странах доля прибыли, которая идет государству, составляет от 60 до 90 процентов. А теперь посмотрим, как работает и распределяет доход нефтегазовый комплекс России. Которая к стыду своему, в приступе умопомешательства отдала курицу, несущую золотые яйца, — наш нефтегазовый комплекс, — кучке воров и мошенников, называемых у нас олигархами.
Говорят еще о масштабном факторе в развитии. Норвегия значительно меньше России, но существует еще гигантский Китай, по темпам развития опережающий многие капиталистические страны, хотя он не достиг темпов развития СССР при Сталине. Не только рента, как предлагают некоторые экономисты, которая есть лишь минимальный первый шаг, а полное возвращение мошеннически захваченной собственности позволит решить экономические и политические проблемы России. В том числе и проблемы ЖКХ. И, в первую очередь, возврат базовых отраслей промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, что позволит вернуть в бюджет государства так необходимые народу средства.
Первоисточник публикации: https://politikus.ru/articles/politics/58083-pochemu-v-norvegii-samyy-vysokiy-uroven-zhizni.html
Politikus.ru
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через