Почему создание кластеров в Казахстане крайне важно для экономики страны

Почему создание кластеров в Казахстане крайне важно для экономики страны
фото: pressmk.ru

Экономический кластер – это сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг  друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Уже сейчас кластеры присутствуют в экономике как развитых, так и многих развивающихся стран. Своим мнением о том, как создание и развитие кластеров может помочь диверсификации экономики Казахстана, поделилась главный научный сотрудник Казахстанского института экономических исследований (ERI), д-р экон. наук Салтанат Ахметжанова, передает портал Качественный Казахстан.  

Как отмечает эксперт, в своем Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: «Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела».

«Понятие «кластер», созвучное компьютерному веку и означающее пучок (пакет, блок), в отраслевой анализ было введено Майклом Портером, профессором Гарвардской школы бизнеса. В настоящее время научная школа М. Портера развивается в трудах К. Кетельса, Г. Линдквиста, О. Солвелла и др. В экономическом смысле «кластер» – сообщество географически соседствующих компаний тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга», – напомнила Салтанат Ахметжанова.   

Она дополнила, что конкурентоспособность имеет замечательное свойство распространяться на ближайшее окружение компании, успешной на рынке. Такая компания, родоначальница кластера, «заражает» своей конкурентоспособностью поставщиков, потребителей, конкурентов.

Успешная компания – родоначальница предъявляет жесткие требования к поставщикам, заставляя их улучшать качество поставляемого сырья и тем самым повышать свою конкурентоспособность.

Далее по технологической цепочке высококачественная продукция компании-родоначальницы может использоваться компаниями смежных отраслей и стать основой их конкурентоспособности.

Таким образом, выигрывают и компании-поставщики, и компании-потребители, находящиеся в одной технологической цепочке с компанией-родоначальницей. Находится в благоприятной ситуации и население страны, если является потребителем качественной продукции местной компании.   

Кроме того, определенную пользу получают конкуренты компании родоначальницы, получившие опыт борьбы с сильным противником. В результате в одной стране или определенном регионе создается так называемая критическая масса конкурентоспособных поставщиков, потребителей, конкурентов, что способствует концентрации наиболее квалифицированных кадров, передовых технологий, специализированной информации, профессиональных навыков в определенной области.

Интенсивно развиваются организации, связанные с деятельностью компаний (университеты, научно-исследовательские лаборатории, агентства по стандартизации и сертификации и другие).

«Таким образом, формируется кластер, составными элементами которого являются все отрасли, компании, между которыми существуют сильные связи - как горизонтальные, так и вертикальные. Например, кластер пищевой промышленности включает пищевые предприятия по переработке и производству пищевой продукции, сельскохозяйственные предприятия как поставщиков сырья, предприятия пищевого машиностроения, предприятия по производству тары, инфраструктурные организации. Кластеры могут состоять из предприятий различных размеров: крупных, средних и малых. В зависимости от степени развития межотраслевых и внутриотраслевых связей кластеры различаются по широте охвата и уровню развития», – отметила эксперт.  

Ею также отмечено, что кластеры присутствуют в экономике как развитых, так и развивающихся стран. Транснациональные компании стремятся реализовать кластерный подход в мировом масштабе.

«Кластеры в большинстве стран мира признаны важным инструментом содействия диверсификации экономики, инновациям, промышленному развитию и повышения конкурентоспособности экономики», – подытожила Салтанат Ахметжанова.