Почему правители Улуса Джучи никогда не называли свое государство Золотой Ордой

Почему правители Улуса Джучи никогда не называли свое государство Золотой Ордой

Почему правители Улуса Джучи никогда не называли свое государство Золотой Ордой
Тюрко-монгольское население Улуса Джучи и его правители никогда не называли свое государство Золотой Ордой.
 
В совершенной беспечности…
Однако название «Золотая Орда» прочно укоренилось в историографии и современном массовом сознании. Поэтому сегодняшний разговор, думается, правильнее будет начать с названия Улуса Джучи (старшего сына Чингисхана), поскольку в науке уже давно установлено, что «Золотая Орда» является поздним обозначением его улуса, которое вначале закрепилось в русско­язычной литературе, а позднее – в мировой историографии.

Научному осмыслению традиций преемственности в истории Улуса Джучи посвящена новая книга «Орды в политической истории Джучиева улуса», изданная Институтом востоковедения им. Р. Б. Сулейменова. Ее автор – историк Айболат Кушкумбаев.

Почему же «Золотая Орда»? Начнем с того, что корни слова «орда» берут начало из традиций таких древних кочевых империй, как Хунну (Сюнну), которые существовали еще до нашей эры, тюркские каганаты, киданьская держава Ляо. Свои дворцовые ставки они называли «оуто-орда» в значении ханской ставки-резиденции, большой юрты, шат­ра-дворца.

Древняя традиция сооружения переносной золотой юрты-орды, по словам Айболата Кушкумбаева, существовала в степях Центральной Азии очень давно, еще до имперского периода Чингисхана и его преемников. В «Сокровенном сказании монголов» сообщается, что накануне падения Кереитского ханства «Ван-хан... беспечно пировал, воздвигнув себе золотой терем». Посланные Чингисханом разведчики Хариудар и Чахурхан также сообщали, что «Ван-хан в совершенной беспечности пирует и веселится в золотом терему».

После разгрома кереитов золотой шатер Ван-хана передали в награду верным воинам Бадаю и Кишлику за их личные заслуги и преданность. Более точный перевод, осуществленный востоковедом Б. И. Панкратовым, звучит так: «Чингисхан еще соизволил сказать: «За услугу, оказанную Бадаем и Кишликом, пусть они получат большой золотой шатер Он-хана».

Другие переводы «Сокровенного сказания монголов» поясняют, что под «золотым теремом» Ван-хана следует понимать золотую юрту. Сведения о таких юртах-ордах час­то встречаются в исторических источниках. Например, в «Юань-ши» имеется запись за 1208 год, согласно которой Чингисхан после возвращения из военного похода на Си-Ся находился в своей ставке-орде. В комментарии к термину «орда» дается пояснение, что имеется в виду императорская ставка.

Исключительное великолепие

Одно из наиболее ранних сочинений, где встречается термин «орда» в связи с Монгольской империей, относится к китайским источникам. Так, в «Си ю цзи», описывающем путешествие даосского монаха Чань Чуня на запад, сообщается: «Орда, по-нашему сказать, походный дворец. Колесницы и юрты орды имеют величественный вид; такого великолепия не было у древних Шаньюй».

Китайский посол Сюй Тин, один из авторов сочинения «Хэй-да ши-люэ», посетил территорию Монголии в 30-х годах XIII века и оставил подробное описание чингизидских шатров и орд-ставок: «Шатер правителя обращен входом к югу и располагается один впереди остальных. Ряд шатров жен, наложниц – за ним. Гвардия с... чиновниками и подчиненными – в следующем за ними ряду. Обычно то место, где находится охотничий шатер главы татар, все называют ордой».

Сюй Тин далее пишет: «Большой ордой называют только то стойбище, в котором вместе подняты золотой шатер (так называется, потому что его подпорки покрыты золотом) их правителя и все остальные шатры – незаконных императриц и подчиненных. ...Когда я, Сюй Тин, прибыл в степи, татары установили золотой шатер. Думаю, его поставили, чтобы показать величественное зрелище послу, которого лично отправил император нашей династии...

Он, золотой шатер, делается из того войлока, который во множестве катают в степи. Для золотого шатра снизу доверху используется войлок в качестве внешнего покрытия. Посередине купола, между связанных ивовых пруть­ев каркаса – окно-отверстие для света, используется более тысячи веревок, чтобы натянуть войлок на каркас. Единственная дверь, порог со столбами внутри шатра – все они обложены золотом, поэтому такое название – золотой шатер.
Внутри него можно поместить несколько сотен человек. Ложе, на котором владетель татар восседает в шатре, походит на амвон внутри буддийского храма, который также декорирован золотом. Жены и наложницы расположены согласно рангам и сидят как будто в загородке».

Китайский посол поделился своими впечатлениями, а затем записал, что внезапно увидел «владетеля татар, который вышел наружу из шатра вместе с одним или двумя спутниками, чтобы пострелять из луков. Владетель татар лично выстрелил 4–5 стрел, дальность стрельбы вышла в 200 шагов. Постреляв, они сразу же вошли в золотой шатер».

Судя по рассказу Сюй Тина, правом воздвигать золотые шат­ры обладали только верховные правители империи – хаганы. А рассуждения китайского посла о том, что монголы возвели такой шатер, чтобы поразить его великолепием и пышностью, вряд ли можно принять всерьез, поскольку такой обычай был известен еще до монголов: он существовал у древних тюрков, киданей и других народов.

Династийная история

До сих пор продолжаются дис­куссии о роли и значении Улуса Джучи в истории народов Евразии. Полемика порой сводится к вопросу, какой современный этнос может считаться прямым наследником Золотой Орды? В российском научном сообществе, например, неоднократно звучала идея о том, что Россия является наследницей Золотой Орды. Другие ученые выступают против отнесения Московского княжества к постордынским государствам.

– Для средневековой истории Казахстана и казахов как титульной нации приоритетное значение имела и будет иметь эпоха чингизидских завоеваний и история Улуса Джучи, – поясняет Айболат Кушкумбаев. – Казахское ханство как исторический преемник появилось именно на культурно-исторической основе Улуса Джучи.

Но как же называли свою империю сами джучиды? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя он разбирается на протяжении последних 200 лет.
Наиболее известной работой по истории Золотой Орды первой половины XX века является книга Б. Д. Грекова и А. Ю. Якубовского 1937 года. Со ссылкой на восточные источники эти авторы описывают Улус Джучи как большое государство, известное как Синяя Орда (Кок Орда), а в русских летопи­сях – как Золотая Орда. Основателем этого государства, по их мнению, был Бату (он же Батый, второй сын Джучи, внук Чингисхана). Восточнее Золотой Орды находились владения младшего брата Бату – Шейбана (Шибана). Старший брат Бату – Орда-Ичен (Еджен) управлял Белой Ордой (Ак Ордой), располагавшейся вдоль реки Сырдарьи вплоть до гор Улытау на севере.

Именно Белая Орда, вышедшая из состава Золотой Орды, стала предтечей Казахского ханства. В «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», изданной в 1943-м, записано: «Среди владений, выделившихся из состава Золотой Орды, наиболее тесно была связана с историей будущего Казахского ханства Белая Орда со столицей в городе Сыгнак на Сыр-Дарье. Обособление Белой Орды в отдельное ханство произошло в начале XIV века после смерти хана Токты. Первый хан Белой Орды Сасы-Бука правил государством еще как вассал Золотой Орды».

– Истоки такого понимания кроются в династийном наследовании потомков Джучи, – продолжил Айболат Кушкумбаев. – Динас­тийное понимание истории Улуса Джучи закреплено в итоговой академической истории Казах­стана 1997 года, согласно которой существовали два самостоятельных государства: Золотая Орда, где властвовали потомки Бату, и Ак Орда, где управляли потомки Орда-Ичена.

Один из признанных современных исследователей по Золотой Орде Владимир Костюков писал, что казахстанские историки выб­рали в качестве предшественника Казахского ханства восточное крыло Джучиева улуса, где правили потомки Орда-Ичена – старшего сына Джучи, от которого происходит династия казахских ханов.

От улуса – к Великому государству

Вернемся к термину «Золотая Орда», утвердившемуся в российской историографии. Востоковеды призывают понимать всю условность этого названия, которое восходит к названию ставки Бату «Алтун босағалы ақ өргә» – «Белая орда (юрта) с золотым порогом».

В современной историографии бытует точка зрения, согласно которой на политическом пространстве Улуса Джучи было несколько государств. В прошлой, да и современной публицистике называют такие государства, как Ак Орда, Кок Орда, улус Орда-Ичена, государство кочевых узбеков (или государство Абулхаир-хана), Улус Шибана. При этом каждый из исследователей использует различные версии отождествления данных понятий, что вносит путаницу. Например, для одних авторов Ак Орда тождественна улусу Орда-Ичена, для других – это улус Шибана. Встречаются даже авторы, для которых Ак Орда – это улус Бату.

В новой книге, изданной Институтом востоковедения, указывается, что Улус Джучи появился как административная единица объединенной державы Чингисхана – Великого Улуса кочевников (монголов и тюрков). Но как назывались владения Джучи в составе Монгольской империи?

Согласно «Сокровенному сказанию» Рашида ад-Дина, по отношению к владениям Джучи использовалось понятие улуса – выделенного удела, части, доли. Степень самостоятельности улуса в составе Монгольской империи до сих пор неизвестна. После кончины Джучи в 1225⁄26 году улус был поделен между его старшими сыновьями Орда-Иченом (левое, восточное крыло) и Бату (правое, западное крыло).

Изучение сохранившихся докумен­тов джучидской канцелярии показало, что Улус Джучи позднее, в конце XIV века, стал называться Улуг улусом – Великим государством, что стало явным заимствованием наименования империи Чингисхана. Так, тюркское название Улуг улус фигурирует в ярлыке хана Токтамыша, адресованного литовско-польскому королю Ягайле. Весьма интересным считает Айболат Кушкумбаев, что и в тюркских устных памятниках таким же общим термином обоз­начен улус-держава Джучидов, за которым позднее закрепилось наименование «Золотая Орда».

Чокан Валиханов в свое время писал: «По преданиям своим киргизы (казахи. – Авт.) почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэ­мах-джирах называется «Ұлұг ұлыс Ноғайлынын Ауыр йурт». В другом документе ученый пишет, что казахский народ «образовался не ранее XIV века при распадении Джучиева улуса», тем самым напрямую связывая появление казахов как отдельной этнокультурной общности с падением Золотой Орды.
Далее Чокан Валиханов указывает, что «во всех ярлыках Золотая Орда называется Ұлұг ұлыс... Мне кажется, слово орда имело и прежде в Золотой Орде такое же значение, как теперь у киргизов и калмыков, и означало в обширном смысле место столицы хана, в тесном – его ставку. Золотая Орда – золотой шатер и юрта, в которой сидел хан. Впоследствии оно обратилось в название городских ставок, где жили ханы. Так что слова ак орда, кук орда, сары орда нужно принимать не как название улуса, а как название главной стоянки, резиденции ханов».

Степное восприятие

Научные выводы Чокана Валиханова находят подтверждение в работах современных исследователей.

– При обозначении государства, существовавшего на территории Улуса Джучи, следует понимать, что Ак Орда, Кок Орда, Боз Орда, Алтын Орда – это прежде всего названия кочевых ставок ханов (в том числе таких стационарных резиденций, как Алтун Таш, Ак Сарай), но никак не названия государств и улусов, – подчеркнул Айболат Кушкумбаев. – Таким образом, сегодня совершенно очевидно, что правители и кочевое тюрко-монгольское население Улуса Джучи не называли свое государство Золотой Ордой.

В народном эпосе «Едиге» встречается словосочетание «Алтыннан соққан ақорда», что буквально означает «золотом насеченная (покрытая) белая орда». Здесь орда – это ставка, резиденция ханов. Для степного тюркского населения ханские ставки Алтын Орда, так же, как и Ак Орда, являлись центрами верховной власти, а свое государство они называли Улусом или Улуг Улусом.

Именно в словосочетании «Улуг Улус», как считает Айболат Кушкумбаев, видится особенность степного восприятия истории Золотой Орды. Сведения из устных эпических произведений ногайлинского цикла о Едиге также подтверждают информацию, что ордой тюркоязычные народы называли ставку – резиденцию ханов.
АВТОР:
Раушан Шулембаева
03:15, 3 Июня 2021