Плохое и дорогое образование, отсутствие работы: политолог объяснил, почему специалисты покидают страну

Плохое и дорогое образование, отсутствие работы: политолог объяснил, почему специалисты покидают страну

 

Плохое и дорогое образование, отсутствие работы: политолог объяснил, почему специалисты покидают страну

миграция из казахстана
 
  • втрое больше медиков,
  • в четыре раза больше педагогов,
  • в пять раз больше технических специалистов,

чем в 2019 году.

Почему уезжают?

По его словам,

глобальные причины — низкое качество и дороговизна образования, сложности трудоустройства для выпускников вузов, а также недоступность ипотеки для молодых семей.

Казахстан существенно отстает от России по величине материнского капитала и доступности детских образовательных учреждений. Отсутствуют и программы по поддержке семьи, как у «северного соседа».

Политолог Расул Жумалы отмечает, что подобная проблема характерна для многих развивающихся стран и обсуждается уже не первый год.

— «Мозги» утекают из неразвитых экономик и экономик сырьевой ориентации, перекочевывая в индустриально развитые страны. А в ситуации, когда весь мир переходит на так называемую умную экономику, появляются новые рекрутинговые технологии. Специалисты приглашаются отовсюду, включая Казахстан.

Проблемы образования и науки

Перечисленные депутатом проблемы в нашей стране действительно есть. В этом году в ТОП-500 мировых университетов попали всего три казахстанских вуза: КазНу им. аль-Фараби, ЕНУ им. Гумилева и Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова. А в целом уровень образования как преподавателей, так и студентов у нас низкий.

Стоимость учебы завышена, поэтому многие предпочитают получать образование как в российских, где и качество выше, так и в китайских вузах. И многие остаются в этих странах.

Важную роль играет недостаточное финансирования науки — на всю сферу выделяется менее 1% ВВП. В развитых странах этот показатель составляет 6-10%.

Отучились, а где работать?

Важны также вопросы организации труда, поскольку в Казахстане каждый год выпускается немалое количество специалистов различных сфер. К сожалению, наша экономика устроена таким образом, что на первом месте стоит сырьевое значение, а наукоемкие технологии развиты очень слабо. И даже если у нас появляются самородки, профессионалы своего дела, система не может найти им применения.

- Могут быть ребята-патриоты, которые хотят служить Казахстану, но их навыки и способности в тех же IT-технологиях, инженерии и архитектуре попросту не востребованы

за исключением нескольких крупных компаний, — отмечает Жумалы.

С кого брать пример?

Политолог подчеркивает необходимость создания в Казахстане научной инфраструктуры, хотя бы по примеру не самых развитых стран.

— Мы слишком отстали, чтобы брать в качестве ориентира такие высокоразвитые страны, как США, Японию или Южную Корею. Эти государства опередили нас уже лет на 40.

Есть опыт Малайзии или Индии. На последнюю мало кто ставил, но там в Бангалоре создали «деревню новых технологий». И сегодня Индия является одним из мировых IT-центров.

Взять также Беларусь: ее специалисты начали котироваться конкретно в IT-отрасли. В самой стране для них были созданы условия, подобные российскому Сколково. Однако в России все превратилось в кампанейщину — шума много, а отдача нулевая.

Расул Жумалы

Последние революционные события в Беларуси и пандемия несколько сбавили темпы развития. У нас похожая инфраструктура точечно есть — в лабораториях Назарбаев Университета, например. Но в масштабах страны это очень мало, — говорит политолог.

Коронавирус ни при чем

По его мнению, коронавирус оказался лишь катализатором оттока профессионалов из страны, когда стали вводиться локдауны и закрываться предприятия. Сами тенденции были долгосрочные, а предпосылки для оттока профессионалов возникли давно.

— Надо повышать зарплату, улучшать соцпакет. В той же России дела обстоят получше.

Поэтому я бы не стал обвинять тех, кто стремится сделать свою жизнь лучше и быть оцененным по достоинству, в отсутствии патриотизма и покидает свою страну, — заключает Расул Жумалы.