фото: Из открытых источников
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-951) – великий мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, математик, философ, реформатор.
При жизни был признан как «Второй учитель» («Муаллим ассана») после Аристотеля:
- изучал астрономию, логику, теорию музыки и математики, социологию и этику, медицину и психологию, философию и право;
- автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона;
- его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы;
- ему приписывается создание Отрарской библиотеки;
- владел 70 языками;
- является основоположником арабоязычного перипатетизма.
Вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья.
Людям, поскольку они принадлежат к роду человеческому, надлежит поддерживать между собою мир.
… Лишь через объединения многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе.
Разум дан человеку с целью послужить ему для того, чтобы он мог достигнуть своего наивысшего совершенства.
О человеке говорят, что он разумен и что он разумеет, когда в нем сочетаются две вещи:
- то, что он отлично различает действия, которые следует предпочитать или избегать,
- и то, что он использует самое превосходное из всего, что познал благодаря отличной (способности) различия.
Удел беспечного прикидывающегося беспечным один, ибо как беспечного ведет к неудаче беспечность, так и прикидывающегося беспечным ведет к неудаче показанная беспечность.
Счастье мнится каждым человеком именно таким, каковым оно является в его представлении.
Человек не достигает счастья при обстоятельствах, которые имеют место повлечь за собой (либо) похвалу, либо порицание. Он достигает счастья при совокупности обстоятельств, которые влекут за собой и похвалу и порицание.
Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия.
Человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачем или писцом. Но он может от природы быть предрасположен к состояниям, (связанным) с добродетелью или пороком... Точно так же он может иметь природное предрасположение к действиям, (сопряженным) с писанием или другим каким-либо искусством, и эти действие ему выполнить легче, чем какие-либо другие.
Человека порицают или хвалят за (состояния), возникающие именно в силу привычки.
Мы должны выяснить, каким должен быть наш путь, чтобы наши действия были правильными и аффекты наших душ такими, какими им следует быть, и каким он должен быть для достижения хорошего здравомыслия.
Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство.
Только добрые люди могут построить добрый город.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через