О жизни, счастье и здоровье: мысли аль-Фараби

О жизни, счастье и здоровье: мысли аль-Фараби
фото: Из открытых источников

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-951) – великий мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, математик, философ, реформатор.

При жизни был признан как «Второй учитель» («Муаллим ассана»)  после Аристотеля:

  • изучал астрономию, логику, теорию музыки и математики, социологию и этику, медицину и психологию, философию и право;
  • автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона;
  • его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы;
  • ему приписывается создание Отрарской библиотеки;
  • владел 70 языками;
  • является основоположником арабоязычного перипатетизма.

Вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья.

Людям, поскольку они принадлежат к роду человеческому, надлежит поддерживать между собою мир.

Лишь через объединения многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе.

Разум дан человеку с целью послужить ему для того, чтобы он мог достигнуть своего наивысшего совершенства.

О человеке говорят, что он разумен и что он разумеет, когда в нем сочетаются две вещи:

  1. то, что он отлично различает действия, которые следует предпочитать или избегать,
  2. и то, что он использует самое превосходное из всего, что познал благодаря отличной (способности) различия.

Удел беспечного прикидывающегося беспечным один, ибо как беспечного ведет к неудаче беспечность, так и прикидывающегося беспечным ведет к неудаче показанная беспечность.

Счастье мнится каждым человеком именно таким, каковым оно является в его представлении. 

Человек не достигает счастья при обстоятельствах,  которые имеют место повлечь за собой (либо) похвалу, либо порицание.  Он достигает счастья при совокупности обстоятельств,  которые влекут за собой и похвалу и порицание.

Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия.

Человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком,  так же как он не может быть прирожденным ткачем или писцом.  Но он может от природы быть предрасположен к состояниям, (связанным) с добродетелью или пороком...  Точно так же он может иметь природное предрасположение к действиям, (сопряженным) с писанием или другим каким-либо искусством, и эти действие ему выполнить легче, чем какие-либо другие.

Человека порицают или хвалят за (состояния), возникающие именно в силу привычки.

Мы должны выяснить, каким должен быть наш путь, чтобы наши действия были правильными и аффекты наших душ такими, какими им следует быть, и каким он должен быть для достижения хорошего здравомыслия.

Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него  имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в  нем притворство.

Только добрые люди могут построить добрый город.