фото: https://qmsconsult.ru/services/sistemyi-menedzhmenta-kachestva/iso-9001
О подходах к внедрению систем менеджмента на предприятиях и в организациях Казахстана
Сегодня политика нашего государства направлена на внедрение международных стандартов (в частности ISO). Это делается в целях развития конкурентоспособности нашего государства, становления его как полноправного партнера в мировом экономическом пространстве.
Первостепенной задачей стандартов ISO является обеспечение доверия во взаимодействии предприятий партнеров, уверенности в надежности партнеров по бизнесу, доверие потребителей к качеству производимых товаров и услуг сертифицированных предприятий и др.
При рассмотрении существующих подходов к внедрению систем менеджмента (СМ), соответствующих требованиям ISO, можно констатировать ряд проблем, возникающих на пути к достижению этой важной цели.
Одну из таких проблем можно связать с «моральной» готовностью предприятий к переходу на международные стандарты.
Исходя из этой точки зрения, здесь можно выделить четыре категории предприятий:
- Категория предприятий, которые абсолютно не видят смысла во внедрении СМ ("Я и так успешно работаю, мне не нужны лишние заботы и проблемы").Здесь налицо полное непонимание важности внедрения современных технологий управления организацией в соответствии с требованиями международных стандартов;
- Категория предприятий, формально относящихся к внедрению СМ и видящих во внедрении только получение заветного сертификата ("Это можно охарактеризовать как бессмысленную трату средств, причем немалых").
- Категория предприятий, относящихся с пониманием необходимости перехода на стандарты ISO, но не имеющих необходимых средств для проведения мероприятий по построению и внедрению. В этом случае руководство организации должно понимать, что расходы на разработку и внедрение СМК являются инвестицией, которая возвратится через повышение эффективности производства и повышение конкурентоспособности.
- И, наконец, предприятия, понимающие важность и жизненную необходимость перехода на международные стандарты, но не имеющие необходимого опыта в построении СМ.
В существующих условиях методы внедрения СМ на предприятиях и в организациях Казахстана весьма различны. Но хотелось бы обратить внимание на некоторые негативные моменты, имеющих место при внедрении СМ и которых необходимо избегать, исключать и даже, может быть, опасаться.
Это:
1. Отсутствие лидерства руководителя.
На предприятиях лидерство руководства в процессе осуществления деятельности в соответствии с требованиями стандарта и в процессе подготовки к сертификации наиболее важна. Равнодушное отношение и непонимание со стороны руководителя негласно поощряет игнорирование применения требований стандарта СМ в ежедневной работе.
И наоборот, если руководитель демонстрирует личное выполнение этих требований и знание документа, работы по внедрению СМ проходят с наименьшими издержками, без раскачивания и потери времени на разговоры «зачем мне или нам это нужно, мне или нам и так хорошо жилось».
2. Отрыв процесса разработки документов СМ от реальной производственной деятельности. Применение формальных подходов при разработке документов СМ.
Не может СМ существовать отдельно от производственной деятельности!
3. Применение готовых (типовых) документов СМ, взятых с других предприятий, у консультантов - без квалифицированного адаптирования их к реальному производству.
4. Поручение разработки документов СМ исключительно отделам, на которые в принципе и возлагается внедрение СМ (ОТК, служба стандартизации, отдел ОТиТБ, служба энергетика и т.п.).
5. Формальное проведение внутренних проверок. Негативное отношение к выявлению несоответствий в процессе проведения внутренних проверок. Непонимание того, что выявление несоответствий и проведение соответствующих корректирующих действий и действий по управлению рисками - это есть запуск механизма постоянного "самоочищения" и самосовершенствования, одного из важнейших положений СМ.
6. Постоянное противопоставление производственной деятельности работе по построению СМ, разделение планов развития производства и СМ. Непонимание того, что СМ должна прежде всего служить повышению эффективности производства.
7. Зачастую под повышением качества понимается только повышение качества продукции, а не всех процессов и ресурсов и обеспечение соответствия меняющимся требованиям заказчика и потребителя. Их можно перечислять достаточно долго. Но присутствие этих моментов при построении СМ крайне нежелательно.
Конечно же, озвученные здесь проблемы не относятся абсолютно ко всем предприятиям, но они есть, и, конечно же, требуют внимания и принятия соответствующих решений.
Помощь в решении вопросов, связанных с построением и внедрением систем менеджмента можно получить у наших консультантов на портале https://standard.kz.
В.В. Ким, к.т.н., эксперт-аудитор систем менеджмента качества (ISO 9001), систем энергетического менеджмента (ISO 50001)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через