Нужные и ненужные: неравенство среди педагогов

Нужные и ненужные: неравенство среди педагогов

 

Часто школьники, их родители, да и сами учителя делят предметы на важные и неважные. Какие ещё есть предрассудки о «важности» в школьной среде? Наш блогер Полина Дрёмова поделилась своими примерами педагогической сегрегации.

Оказавшись в кругу работников образования, нельзя не услышать разговоры о столкновениях с учениками, их родителями, устаревшей и выгорающей школе. Имеют ли право педагоги на такие «крики души»? Безусловно. Хотя иногда невольно задаёшься вопросом: обязательно ли делить мир на своих и чужих? 

Недавно мне открылись новые способы деления по типу «свой — чужой», но уже внутри педагогической среды. Приведу несколько примеров, с которыми столкнулась я сама.

1. Важные и неважные школьные дисциплины

Самый распространённый пример, который каждый наблюдал ещё школьником, — деление предметов на «нужные» и «ненужные». Например, у меня в классе нужными считались математика, русский, физика, а ненужными — география, английский, история. Отсюда следовал вывод, что учитель математики главнее учителя иностранного языка.

Сейчас, давно покинув школьную скамью, я понимаю, что такое отношение часто перенималось детьми от родителей и самих учителей: «Читать параграф по истории, пока не сделаны номера по алгебре? Ну нет, свойства степеней пригодятся, а чем тебе в жизни помогут Соляной и Медный бунты?» Потом ты вырастаешь и из СМИ узнаешь о скандальной шутке про генерала Карбышева и не понимаешь, кто это и почему это оскорбило общественность.  

Кадр из фильма «Географ глобус пропил», 2013 год

2. Всё важное — в школе, неважное — на кружках и курсах

Начав работать в дополнительном образовании, я столкнулась с типичными проблемами молодого учителя. Дети не желали меня слушать, предлагаемые мною знания не всегда оказывались интересными, родители учеников не соглашались с моими решениями, администрация иногда удивляла нововведениями. Тем не менее мне грело душу, что я была не одна. Купила себе деловой наряд, подписалась на «Подслушано у учителей» и погрузилась в труды Корчака и Лемова. 

Вскоре узнала, что я ненастоящий учитель, что школа и вуз — это учреждения, дающие образование и профессию, а всякие там кружки, секции и курсы — это развлечения и способ занять ребёнка. Что у школьных учителей настоящие, серьёзные проблемы, а мои трудности — это их жалкое подобие

Кто я в их глазах? Для одних — человек, который в дополнительном образовании временно, пока не подвернётся что-то получше. Для других — тот, который бежит от школы и пытается найти себя. Для кого-то вообще — человек, который «просто зарабатывает деньги» (сюрприз, школьные учителя тоже работают не за бесплатно).

Разве работа в кружках не может мне просто нравиться? Разве у меня другие дети? Какие-то особенно послушные и пытливые от рождения и внимающие каждому моему слову? Разве я не стараюсь научить их тому, чему не успевает школа?

Кадр из фильма «Географ глобус пропил», 2013 год

3. Важные учителя и неважные другие работники образования

Пойти учиться в педагогический я решила по простой причине: мне нравится объяснять что-то другим людям. Когда у человека получается что-то новое с моей подачи, я понимаю, что занимаюсь важным делом и живу не зря.

Недавно меня заинтересовала методология, как построить урок, какими способами сделать его эффективным, каким содержанием наполнить. Перед тем как войти в класс, необходимо тщательно обдумать эти вопросы. Каково же было моё удивление, когда первой реакцией на мою новую работу стала неосторожная фраза любимой мною преподавательницы: «Методист? Как говорят, не умеешь учить сам, учи учить других».

Я совершенно не держу на неё зла. Скорее всего, это было лишь озвучивание распространённого мнения. Почему работа методиста не считается важной? Почему помощь учителю, зачастую слишком занятому, чтобы придумывать 1000 и одну задачу или форму работы, вызывает снисходительную улыбку? 

То же самое приходилось слышать про школьных психологов, которые «непонятно чем занимаются», про социальных работников, «лишь перекладывающих бумажки». Быть может, есть примеры и таких людей, но разве справедливо судить по ним обо всех?

Кадр из фильма «Географ глобус пропил», 2013 год

Вместо того чтобы и дальше спорить, чей вклад в педагогику важнее, предлагаю перестать делить мир на «своих» и «чужих». Все мы — и учителя, и педагоги дополнительного образования, и психологи, и много кто ещё — делаем общее дело. 

Кто-то из нас даёт детям знания, кто-то ищет необычные способы сделать образовательный процесс интересным, кто-то учит тому, чему школа научить не успевает, а кто-то протягивает ребёнку руку помощи и понимания в тяжёлую минуту. 

Давайте жить дружно?