Начнём переходить с угля на газ – закроем энергокомпании". Чем грозит переход на зелёные технологии

Начнём переходить с угля на газ – закроем энергокомпании". Чем грозит переход на зелёные технологии

 

Международная конференция по вопросам зелёной экономики и перехода на принципы наилучших доступных технологий / Фото Informburo.kz

Предприятия Казахстана, загрязняющие окружающую среду, должны перейти на использование "зелёных" технологий. В противном случае их ждут штрафы.

С 2025 года казахстанские предприятия должны начать переход на наилучшие доступные технологии. Другими словами, внедрять на производстве "зелёные" технологии для сокращения вреда окружающей среде. Зачем это нужно и почему для некоторых это станет проблемой, рассказали эксперты из Казахстана, России и Европы на площадке Международного центра "зелёных" технологий и инвестиционных проектов.

Переход на "зелёные" технологии начнут с энергоисточников, работающих на угле

Термин "наилучшие доступные технологии" (НДТ) появился больше 30 лет назад и означает такой процесс производства, в котором используются последние достижения науки и техники для снижения негативного влияния на окружающую среду.

С 2025 года Казахстан начнёт переход к НДТ, чтобы снизить выбросы вредных веществ. Для предприятий установят лимит, превышение которого чревато штрафами. Объёмы выбросов и размер штрафов пока ещё не утвердили. Они должны быть определены в новом Экологическом кодексе, который сейчас находится на рассмотрении в мажилисе, рассказал на международной конференции по вопросам "зелёной" экономики вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов.

"Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, принял на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая включает в себя список из 17 целей, направленных на ликвидацию бедности, борьбу с неравенством и несправедливостью, а также решение проблем, связанных с климатическими изменениями", – выступил Ахметжан Примкулов.

 

Ахметжан Примкулов / Фото Центра "зелёных" технологий и инвестиционных проектов

Но не только по этой причине предприятиям придётся переходить на НДТ. Дело в том, что скоро экспортировать в Европу товары, произведённые с помощью "серых" технологий, станет невыгодно. Сейчас Евросоюз разрабатывает экономический налог, которые должны будут платить экспортёры, не работающие по принципу НДТ.

По информации мажилисмена Бакытжана Жумагулова, в Казахстане к крупнейшим источникам выбросов вредных веществ относятся энергетические предприятия, работающие на угле. На них приходится более 40% выбросов. На энергетику также приходится 80% выбросов парниковых газов.

Поэтому первый этап перехода на НДТ в Казахстане начнут именно с энергетических предприятий.

К 2023 году в Казахстане разработают зелёные справочники

Международный центр "зелёных" технологий и инвестиционных проектов сейчас занимается созданием справочников НДТ. В них будут представлены лучшие технологии для каждого производства и ожидаемый эффект от их внедрения. Перечисленные практики должны быть доступными. Предприятия будут ориентироваться на справочник и выбирать, какие именно технологии подходят им.

Каждое предприятие должно провести комплексный технологический аудит, чтобы понять, что именно загрязняет окружающую среду и какие есть возможности для введения новых технологий.

"Мы предполагаем написать восемь справочников. Их может быть много, как в России, например, – более 50. Практически на каждое производство может быть свой справочник. К примеру, если взять горно-металлургический комплекс, там целых три направления производства: цветных металлов, драгоценных, чёрных", – пояснила зампредседателя Международного центра "зелёных" технологий и инвестиционных проектов Елена Куанбаева.

 

Елена Куанбаева (в середине) / Фото Центра "зелёных" технологий и инвестиционных проектов

Справочники должны быть готовы к концу 2023 года. 2024-й будет подготовительным для предприятий, а 2025 станет стартом к переходу на НДТ. Каждые восемь лет справочники должны обновляться, как и законодательство по выбросам.

"Модернизация – это длительный процесс. Предприятия ещё вчера должны были готовиться к этому. Мы всех призываем участвовать в комплексном технологическом аудите. Если предприятие уже что-то внедрило, мы это укажем в нашем отраслевом отчёте. Если это есть в планах – это также станет частью нашего отчёта", – призвала Елена Куанбаева.

Зампредседателя правления центра "зелёных" технологий Даулет Абилкаиров объяснил, почему Казахстану нельзя просто перенять зарубежные лимиты и справочники.

"Мы не можем взять и скопировать нормы Европы, России или Китая, потому что у Евросоюза нормы достаточно жёсткие. У россиян по каким-то выбросам нормы жёстче, по каким-то – мягче. Нормы должны быть применимы к казахстанским реалиям, а со временем ужесточаться. Мы всё равно будем стремиться к самым лучшим мировым практикам", – заверил он.

 

Сумма штрафов за нарушения будет расти в геометрической прогрессии, если предприятие неоднократно нарушит Экологический кодекс.

Ряд предприятий могут закрыться

Не все предприятия жаждут внедрять "зелёные" технологии. Владельцы уже обращались в правительство с заявлением, что переход на НДТ повлечёт колоссальные расходы до нескольких триллионов тенге. Промышленность этого не потянет, что нанесёт урон экономике.

"Мне кажется, владельцы предприятий не совсем понимают, что такое НДТ. По результатам аудита выясняется, где наибольшие выбросы, и только эти агрегаты меняются. Это не значит, что нужно снести завод и построить новый. Такие гиганты как "КазЦинк", нефтяная отрасль, газовая уже готовы к этому. Другие же умышленно делают вид, что не понимают. Но они должны быть конкурентоспособными не за счёт того, что травят нас с вами. Да и Европа, которая встала на "зелёные" рельсы, со временем не пустит "грязный" товар. И тогда они будут платить Европе, а не гражданам Казахстана", – сказала глава Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьёва.

 

Сейчас только 1,6% предприятий, причиняющих значительный вред окружающей среде, используют "зелёные" технологии.

"Технологии есть, но нет денег и политической воли, я считаю. Почему в ближайшие пять лет нельзя оставить хотя бы часть экологических платежей (налог, так называемая плата за загрязнение природы. – Авт.) у предприятий? Почему эти деньги получают акиматы? Они хоть один тенге вернут предприятию, чтобы оно могло использовать эти деньги для изменения технологий? Эти деньги пойдут на совершенствование инфраструктуры города, посадку деревьев, лучших средств мониторинга, канализационные дела и многие другие вещи. Внедрение технологий, соответствующих международным требованиям, требуют политической воли", – заявил исполнительный директор Республиканской ассоциации горно-добывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

Он предложил с 2021 года 50% экологического налога оставлять предприятиям, чтобы они могли финансировать модернизацию. Это будет реальной поддержкой от государства.

"Есть заявления от компаний, что если потребуют внедрение НДТ, то придётся ряд предприятий закрыть. Речь идёт о медных компаниях, энергетических. Если начнём переходить с угля на газ, ряд энергетических мощностей придётся закрыть. За счёт каких средств мы будем компенсировать это? Сможем ли мы построить новые медеплавильные фабрики и новые энергоблоки? Я считаю, что мы должны просчитать, в каких отраслях реально закрывать компании в ближайшие 3-5 лет и какие средства потребуются", – добавил он.

В европейских странах при переходе с угля на газ государство оказывало помощь предприятиям. Если в Казахстане при переходе на НДТ закроются предприятия, нужно знать, что делать с высвобождающимися работниками.

Казахстан разрабатывает меры экономического стимулирования для перехода на НДТ

В центре "зелёных" технологий и Минэкологии заверили, что предприятиям готовы оказывать поддержку. По словам директора департамента климатической политики и "зелёных" технологий Минэкологии Олжаса Агабекова, крупнейшие загрязнители будут освобождаться от налоговых платежей. У них появится возможность направить эти средства на модернизацию.

"Внедрение НДТ не должно приводить к тому, чтобы компании несли чрезмерные расходы. Ведь технологии должны быть не только наилучшими, но и доступными. Внедрение таких технологий должно быть экономически и технически возможным", – подчеркнул Олжас Агабеков.


Чиновники не отрицают важность экономического стимулирования со стороны государства.

"Мы изучаем опыт Европы, России, Китая, Индии. Мы будем предлагать разные варианты. В Европе было сильное экономическое стимулирование. Мы ведём переговоры с предприятиями, международными институтами, чтобы придумать выход для тех, кто не может или не хочет из-за финансовых проблем переходить на принципы НДТ", – добавил Даулет Абилкаиров.

Эксперт GIZ, партнёр и генеральный директор Metroeconomica (Испания) Айбон Галларага привёл в пример страны, которые ввели инструменты экономического стимулирования.

 

"В Китае это субсидии и кредиты, в Дании – субсидии и налоговые преференции, в Индии, Турции и Польше – только кредиты, в Швеции – только налоговые преференции и так далее. Наиболее продвинутой в этом плане вполне ожидаемо оказалась Германия, где соответствующие экономические стимулы включают сразу все рассматриваемые инструменты: субсидии, кредиты и налоговые преференции", – рассказал Айбон Галларага.

Ключевой эксперт WECOOP по вопросам охраны окружающей среды и экологического законодательства ЕС Владислав Бизек привёл в пример Чехию, где в течение 1993-1998 годов (первый этап внедрения НДТ) выбросы сероводорода и пыли снизились на 90%, оксида азота – на 50%.

 

"Общий объём инвестиций составил 3,63 млрд долларов, а эффект от принятых мер превзошёл все ожидания. Крупнейшими инвестиционными проектами в стране стали завершение в 2012 году модернизации Tушимицкой электростанции стоимостью 1 млрд евро и введение в эксплуатацию в 2017 году нового сверхкритического блока электростанции в Ледвице стоимостью 1,4 млрд евро", – сказал Владислав Бизек.

По его мнению, внедрение НДТ на казахстанских энергообъектах также может стать частью программы по реконструкции и модернизации.