Можно ли спасти планету, испортив шедевры живописи?

Можно ли спасти планету, испортив шедевры живописи?

Как пишет издание  Deutsche Welle, в минувшее воскресенье, 23 октября, экоактивисты облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии "Стога" (1890 г.) в Потсдамском художественном музее Барберини (Museum Barberini). Сделано это, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам. Но работают ли такие акции так, как это заявляют сами активисты?

Ответственность за "перформанс" с обливанием картины картофельным пюре взяла на себя группа активистов "Последнее поколение" (Letzte Generation). Они сопроводили акцию климатическим манифестом и пресс-релизом.

"Что дороже - искусство или жизнь? Клод Моне любил природу и запечатлел ее хрупкую красоту в своих работах. Так почему многие больше боятся порчи одного из этих образов, чем разрушения самого нашего мира?" - такими словами активисты "Последнего поколения" сопроводили видеозапись "перформанса" в своем Twitter.

 

С аналогичным посылом выступали и активисты, которые недавно вылили томатный суп на картину Ван Гога в Лондонской галерее.

"Боитесь томатного супа и пюре на картине? Знаете, чего боюсь я? Того, что ученые говорят, что к 2050 году мы будем не способны кормить свои семьи", - эмоционально заявила активистка после того, как вылила картофельное пюре на картину Моне в Потсдаме.

Борьба с глобальным потеплением принимает все более необычные формы. В августе нынешнего года немецкие экоактивисты в знак протеста приклеили себя к раме самого знаменитого шедевра Дрезденской галереи - "Сикстинской мадонне" Рафаэля. В результате золотая рама картины была повреждена, а активисты - задержаны.

Согласно заявлению активистов экодвижения "Последнее поколение", картина Клода Моне "Стога сена" не пострадала в ходе акции. Однако пресс-секретарь Музея Барберини в Потсдаме Каролин Штранц (Carolin Stranz) сообщила агентству dpa (информационное агентство Deutsche Presse-Agentur), что пока не совсем ясно, насколько велик ущерб. Обычно подобные акции действительно не наносят серьезного вреда произведениям искусства. Картины находятся под защитным стеклом. По заявлению активистов, их действия нацелены на привлечение общественного внимания к экологическим проблемам. При этом реакция на это, мягко говоря, неоднозначна.

Например, представитель Немецкого союза музеев (DMB) Ремигиуш Плат (Remigiusz Plath) с возмущением отреагировал на действия экоактивистов.

"В ближайшее время наслаждение искусством станет невозможным - вот к чему это приведет. Экоактивисты используют нас для привлечения внимания, но ставят под угрозу культурные ценности", - заявил эксперт агентству dpa.

Участники акции действительно достигли своей цели – привлекли внимание общества. Только не к проблемам окружающей среды, а к самим себе. Может создаться впечатление, что экодвижение для его участников – только прикрытие, чтобы получить возможность восполнить собственный дефицит внимания. И если большая часть общества не против решения экологических проблем, то такие действия активистов могут вместо привлечения внимания к вопросам экологии, наоборот, настроить большинство против экодвижения как такового.  

Роман Попов