Мировой опыт использования технологий дистанционного образования

Мировой опыт использования технологий дистанционного образования

https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-ispolzovaniya-tehnologiy-distantsionnogo-obrazovaniya

 

Аннотация. В статье анализируются тенденции развития мирового рынка дистанционного образования, в том числе рост количества студентов, выбирающих онлайн% курсы, и увеличение количества предлагаемых вузами онлайн% курсов. Рассматриваются факторы, влияющие на развитие мирового образования и способствующие переходу на смешанную модель обучения. Отмечается необходимость внедрения в образовательный процесс онлайн %курсов, которые наиболее полно учитывают современные условия жизни. Выявлены отдельные аспекты использования систем управления обучением (LMS) как базы для внедрения дистанционных курсов. В статье также проанализирован опыт некоторых зарубежных вузов, успешно использующих технологии дистанционного образования.

 Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн обучение, смешанное обучение, мировой рынок образовательных услуг.

 В будущем на развитие дистанционного образования будут оказывать влияние три глобальных тренда. Первый - рост так называемой гигономики (Gig Economy), который проявляется в том, что все больше людей предпочитают работать на себя, а не быть занятыми на обычной, традиционной работе. Второй глобальный тренд связан со стремлением современного человека к индивидуальной самореализации: каждый хочет, чтобы его жизнь имела цель и смысл.

Третий тренд проявляется в децентрализации глобального образовательного рынка. Нынешние потребители образовательных услуг теперь сами решают, что, когда и каким образом они хотят изучать. Дистанционное образование на основе информационных технологий позволяет учесть эти тенденции и выработать индивидуальный подход к каждому ученику [1].

По мнению Билла и Мелинды Гейтс, революция в образовании осуществится благодаря улучшению программного обеспечения и новым технологиям [2]. Образовательные технологии позволят повысить доступность образования и уменьшить разницу в уровне грамотности в мире, в частности, таких регионах, как Африка и Южная Азия. Высшей целью образовательных технологий остается повышение качества обучения. В ближайшие 15 лет образовательные технологии смогут распознавать наиболее тяжелые моменты в обучении и адаптировать план обучения под каждого пользователя. В отличие от современных онлайн-курсов, которые не связаны напрямую с карьерным ростом, обучение в будущем позволит освоить необходимый уровень по каждой дисциплине в зависимости от требований профессии. Хотя образовательные технологии не могут заменить самого главного - помощь учителя, они позволяют организовывать связь преподавателя со студентами и получать ответ в режиме реального времени.

Мировой рынок дистанционного образования оценивался в 2011 г. в 35,6 млрд.

долл., по прогнозам, к 2016 г. рынок вырастет до объемов в 51,5 млрд. долл. [3]. Наибольший рост рынка ожидается в Латинской Америке (14,6%), Восточной Европе (16,9%) и в Азии (17,3%).

Система образования США и других развитых стран уже давно приспосабливается под меняющуюся среду. Различные исследования предсказывают активный рост онлайн-образования и в ближайшем будущем. По мнению Клейтона Кристенсена, к 2019 г. 50% всех курсов высшей школы США будут предоставляться в онлайн-режиме [4]. О повышении роли дистанционного образования свидетельствует рост количества студентов, изучающих какой-либо курс онлайн (рис. 1) [5]. На фоне увеличения общего количества студентов в США (с 16,611 млн. в 2002 г. до 20,994 млн. в 2011 г.) число студентов, изучавших хотя бы один курс в режиме онлайн, возросло с 1,603 млн. человек в 2002 г. до 6,714 млн. в 2011 г. Наблюдается также и рост доли онлайн-студентов: в 2002 г. всего 9,6% всех поступивших выбрали онлайн-курсы, в 2011 г. - уже 32% записались, по крайней мере, на один онлайн-курс.

Эффективность дистанционного образования когда-то воспринималась со скепсисом, современные данные показывают рост доверия к онлайн-курсам, предлагаемым университетами. Согласно исследованиям американского института общественного мнения Gallup, все больше американцев соглашаются с тем, что онлайн-вузы

 

 Рис. 1. Количество студентов, зачисленных в вузы США

 США предоставляют качественные образовательные услуги: в 2011 г., когда было проведено первое исследование в этой области, с этим согласились 30% американцев, в 2013 г. - 37% [6]. Несмотря на то, что доверие к традиционному образованию гораздо выше, рост популярности онлайн-курсов вполне очевиден. Позитивное отношение к использованию новых технологий в образовательном процессе растет и в академической среде: в 2002 г. менее половины респондентов считали онлайн-образование необходимым условием для развития вуза, в 2012 г. почти 70% представителей учебных заведений США отметили, что онлайн-образование является важным элементом долгосрочного стратегического развития вуза [5].

Аналогичная ситуация складывается и на европейском образовательном рынке. По данным отчета Impact of Distance Education on Adult Learning [7], лишь 20% высших учебных заведений Европы, участвовавших в опросе, не предоставляют дистанционные курсы ни в каком виде; 9% предлагают получение исключительно онлайн-образования. Половина вузов предлагают онлайн-курсы в качестве дополнения к основному учебному процессу, остальные 20% строят обучение на основе смешанной модели.

Превалирующей моделью все же остается традиционный подход обучения («лицом к лицу»), однако необходимость внедрения онлайн-обучения для большинства бесспорна. По мнению респондентов, основными мотивами внедрения курсов дистанционного образования являются возможности более гибкого учебного процесса, спрос со стороны потенциальных студентов и возможность привлечения взрослой аудитории.

Данная тенденция подтверждается тем фактом, что совокупные затраты на дистанционное образование в мире растут (рис. 2) [8]. В 2012 г. затраты на дистанционное образование составили 91 млрд. долл.; к 2017 г. ожидается, что они вырастут до 256 млрд. долл., а совокупный среднегодовой темп роста составит 23%. Половина всех финансовых вложений будет приходиться на развитие технологий дистанционного обучения в сфере высшего образования.

Растут затраты и на мобильные технологии, которые могут быть использованы в образовательных целях. Имеется в виду использование устройств, имеющих выход в Интернет, таких как смартфоны и планшеты. В 2011 г. мировой рынок мобильного

 

 

Рис. 2. Затраты на дистанционное образование в мире

 

образования оценивался в 3,4 млрд. долл., по прогнозам, к 2020 г. объем рынка достигнет 37,8 млрд. долл.

Основой для успешного внедрения дистанционного обучения являются системы управления обучением (LMS), позволяющие эффективно выстраивать процесс онлайн-обучения. В 2014 г. мировой рынок систем управления обучением оценивался в более чем 2,5 млрд. долл. [9]; в 2009 г. объем рынка был в два раза меньше — 1,2 млрд. долл. В мире насчитывается более 600 поставщиков систем управления обучением. Крупнейшие мировые поставщики LMS представлены на рисунке 3 [10]. На 15 крупнейших компаний приходится половина всего мирового рынка систем управления обучением. Согласно данным исследования учреждений высшего образования США [11] (с количеством студентов более 1000 человек), наиболее популярными LMS-системами являются Blackboard Learn, Moodle, Desire2Learn и Canvas. Платформу Blackboard Learn используют 35,8% амери-канскихвузов, Moodle - 19,7%, Desire2Learn - 9,5% и Canvas - 9%. По количеству студентов, проходящих дистанционные образовательные курсы, лидером является Blackboard Learn (44,6% от всех студентов), на платформе Moodle проходят обучение 16,5% студентов, на Canvas - 12,9% и на Desire2Learn -12,6%.

Считается, что в результате внедрения LMS вузы могут получить:

·       экономию расходов за счет снижения затрат; возможность формирования индивидуального плана обучения;

·       возможность организации коллективного обучения и совместной работы студентов над проектами;

·       аналитические инструменты, позволяющие оценить эффективность учебных программ;

·       альтернативные модели обучения (чаты, конференции, круглые столы, онлайн-лекции и семинары, проектные работы и др.);

·       мобильное и онлайн-обучение;

·       единый образовательный процесс, сочетающий возможности очного, заочного и дистанционного обучения.

 

 Рис. 3. Доля поставщиков систем управления обучением в мире (2014 г.)

 Помимо платформы Blackboard Learn, создающей комплексную виртуальную среду обучения, компания разработала и другие технологии, оптимизирующие учебный процесс. Blackboard Collaborate – это платформа, созданная для организации совместной работы в онлайн-режиме, а Blackboard Mobile - для мобильных телефонов. Среди вузов, внедривших решения компании Blackboard, - Принстонский, Бостонский, Стэнфордский, Мэрилендский, Манчестерский университеты и многие другие вузы по всему миру. Технологии компании Blackboard используют и ведущие российские вузы (например, СПбГУ, ДВФУ, УрГУПС и др.).

Общемировая практика свидетельствует о формировании смешанной модели (blended learning), которая предполагает эффективную интеграцию различных форматов обучения и моделей преподавания с учетом особенностей восприятия учащихся благодаря сочетанию дистанционных технологий с достоинствами традиционного подхода [12]. Использование данной модели позволяет значительно расширить возможности получения образования и повысить эффективность обучения; при совместном применении различных форматов обучения нивелируются недостатки каждого из них.

Целесообразность внедрения систем дистанционного обучения обусловлена рядом факторов:

1)         востребованность гибких графиков обучения в условиях современного ритма жизни;

2)         возросшие требования учащихся к качеству получаемого образования, более избирательный подход к выбору курсов в условиях усиления конкуренции на образовательном рынке;

3)         возможность расширения учебно-методического инструментария и охвата большей аудитории;

4)         возможность конкурировать и сотрудничать с иностранными вузами по удаленным каналам за счет расширения географических границ;

5)         возможность постоянно поддерживать актуальную информацию;

6)         использование современных средств коммуникации, что позитивно воспринимается учащимися, т.к. отвечает их стилю общения и получения информации;

7)         возможность контроля учащимся своей успеваемости и обеспечение прозрачности оценки благодаря внедрению систем управления обучением.

Основными критериями при выборе LMS являются:

• мультиканальность передачи данных через Интернет, т.е. передача информации по нескольким каналам;

• отслеживание профилей учащихся, возможность формирования индивидуального плана обучения;

• использование новых методов донесения информации и организации работы с учащимися (опросы, проекты, чаты, дискуссии и т.п.);

• возможность использования электронных учебных материалов;

• соответствие курсов общепризнанным стандартам;

• аналитические возможности системы (сбор статистической информации для определения наиболее востребованных учебных курсов, оценки качества работы преподавателей, мониторинг успеваемости, анализ стоимости затрачиваемых ресурсов);

 • возможности интеграции с другими системами с целью эффективного управления и создания единой отчетности.

Основатель массовых открытых онлайн-курсов edX Анант Агарвал (Anant Agarwal) предлагает альтернативу стандартной американской модели четырехлетнего обучения в вузе: студенты проходят первый вводный курс посредством дистанционного обучения, следующие два года они посещают университет, а в последний год студенты имеют возможность работать неполный рабочий день и закончить обучение в режиме онлайн. По его мнению, такая модель может быть более привлекательна, чем традиционная, особенно для желающих совместить учебу с работой или уходом за ребенком [13].

Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology) создана платформа для онлайн-обучения - MIT OpenCourseWare. На сайте можно пройти более 2000 курсов, доступных не только на английском языке (переведены на китайский, турецкий, испанский, португальский, персидский и корейский). Онлайн-курсы используются в учебном процессе самого Массачусетского института, они доступны любым желающим бесплатно.

Опыт Мэрилендского университета (University of Maryland) показывает, что внедрение смешанной модели обучения позволяет более эффективно использовать аудиторные занятия. В 2011 г. в университете было запущено 10 курсов, предполагающих обучение по смешанной модели. Ознакомившись с материалом самостоятельно, студенты приходят на занятия в аудиториях для разъяснений, дискуссий и выполнения практических заданий. По словам проректора университета, это более эффективно, чем трата аудиторного времени на усвоение нового материала [14].

Как показывает практика, применение смешанной модели обучения оказывается более продуктивным, т.к. позволяет вызвать интерес учащихся, повысить их успеваемость, а главное - такая модель учитывает меняющийся стиль жизни общества.

Можно утверждать, что мировой рынок образовательных услуг в дальнейшем будет характеризоваться стремительным развитием и внедрением технологий дистанционного образования.

Литература/References

1. Reimers-Hild C.I. (2014) Future-Focused Leadership: Three Mega-Trends Influencing Distance Learning. Kimmel Education and Research Center - Faculty & Staff Publications. Paper 24.

2. Gates B., Gates M. (2015) Our big bet for the future. 2015 Gates annual letter. Bill &Melinda Gates Foundation.

3. E-Learning Market Trends & Forecast 2014-2016. A report by Docebo. 2014.

4. Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W. (2008) Disrupting Class: How Disruptive Innovation Will Change the Way the World Learns. New York, McGraw-Hill.

5. Allen I.E., Seaman J. (2013) Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group.

6. Calderon V.J., Sorenson S. Americans’ Trust in Online Higher Ed Rising. Available at: http:// www.gallup.com/ poll/168416/ americans-trust-online-higher-education-rising.aspx

7. Impact of Distance Education on Adult Learning. International Council for Open and Distance Education, 2014.

8. European perspective on e-learning. Available at: http:// edxusgroup.com/ wp-content/uploads/2013/ 12/13-06-18-A-European-Perspective-on-e-Learning.pdf

9. Bersin J. (2014) The Red Hot Market for Learning Management Systems. Forbes. Available at: http://www.forbes.com/sites/ joshbersin/2014/08/28/the-red-hot-market-for-learning-technology-platforms/

10. Bersin J. (2014) Bersin by Deloitte.

11. LMSs by the Numbers - Spring 2014 Updates. Available at: http://edutechnica. com/2014/05/ 26/lms-by-the-numbers-spring-2014-updates/

 12. Bath D., Bourke J. (2010) GettingStartedWith   of the Future. Available at: http://Blended Learning. Griffith University.          www.huffingtonpost. com/uloop/blended-

13. The future of universities: The digital degree.    learning-collegeb_3598718.html

The Economist, 28.06.2014. Available at:      15. Vivanco R. A New Way of Learning: The http://www.economist.com/news/briefing/          Impact of Hybrid Distance Education on 21605899-staid-higher-education-business-         Student Performance. Available at: http://about-experience-welcome-earthquake-        about.gmu.edu/ a-new-way-of-learning-the-digital          impact-of-hybrid-distance-education-on-

14. Blended Learning: College Classrooms    student-performance/

Статья поступила в редакцию 11.03.15.

WORLD EXPERIENCE IN USAGE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

AIDROUS Irina - Ph.D., Professor, Department of International Economic Relations,

Deputy Dean of the Economic Faculty for Students Research Activities, Head of the Center for Arab Studies, People’s Friendship University of Russia. E-mail: i_aidrous@yahoo.com

ASMYATULLIN Ravil R. - Ph.D. Student, Department of International Economic

Relations, People’s Friendship University of Russia. E-mail: rav.asmyatullin@gmail.com

Abstract. The paper considers the global e-learning market trends and discusses the applicability of online courses which are considered to be the best technologies to face the modern lifestyle. The number of students choosing online courses has been rising, which leads to the future increase of online courses offered by universities. The paper analyses as well factors affecting global education market development. The article deals with the issues of the usage of learning management systems (LMS) as a basis to implement online courses.

Keywords: distance learning, online learning, blended learning, global education market