На пленарном заседании мажилиса фракция партии Nur Otan заявила, что правительству страны и Агентству по защите и развитию конкуренции необходимо провести расследование на предмет ценового сговора на рынке горюче-смазочных материалов, сообщает «Интерфакс».
В Минэнерго ответили на обвинения депутатов: «Практика показывает, что государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы – государственные органы неохотно идут на пересмотр цен, несмотря на объективные условия. Кроме того, невозможно учесть все конкретные условия каждой конкретной АЗС, теряются условия для здоровой конкуренции между ними».
По оценке министерства, при введении государственного регулирования следует ожидать установления низких цен, которые могут быть оторваны от объективной ситуации. «В краткосрочной перспективе это может привести как к локальным, так и масштабным сбоям в цепочке поставок, перебоям в поставке нефтепродуктов», - считают в Минэнерго.
В министерстве уверены, что долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – «снижение инвестиционной привлекательности отрасли и соответственно добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ».
Если смотреть в динамике - аналогичный уровень цен складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года. Тогда он составил в среднем 162,6 тенге/литр, при диапазоне цен от 155 до 172 тенге/литр, напомнили в Минэнерго.
«Регулирование цен и создание системы распределения «удешевленных» нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом: выгодами низких цен могут воспользоваться не только малообеспеченные граждане, но и жители приграничных районов соседних государств; создаются условия для «теневого» вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам; создаются существенные риски для стабильного развития нефтегазодобывающей отрасли», - говорится в сообщении.
С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, в Минэнерго полагают, что «нет альтернативы построению рыночных взаимоотношений, в частности в секторе торговли ГСМ».
«То есть через рыночные механизмы обеспечить приток инвестиций в отрасль, рост доходов недропользователей, занятость населения и в конечно итоге налоговые поступления в бюджет. Уже за счет роста налоговых поступлений увеличить расходы по адресной социальной помощи», - отметили в ведомстве.
Вместе с тем в Минэнерго считают, что надо продолжать работу по улучшению транспарентных условий ценообразования на рынке, отмечая при этом, что «несомненно информация о текущих ремонтных работах на Атырауском НПЗ и ожидаемой плановой остановке на ремонт Шымкентского НПЗ могла отразиться на стоимости нефтепродуктов».
В министерстве напомнили, что в качестве инструмента по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов законодательством предусмотрены полномочия Министерства энергетики по регулированию объемов официального экспорта нефтепродуктов. В рамках данного механизма министерством, начиная с января 2021 года, поставки на экспорт были исключены.
«Текущий уровень запасов бензина АИ-92 в целом по стране находятся на комфортном уровне - благодаря принятым мерам по сравнению с началом года запасы выросли практически на 60 тыс. тонн до 270 тыс. тонн. Ожидаем, что цены на рынке будут стабилизированы», - заключили в Минэнерго.
Источник: Kursiv.kz
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через