фото: NASA
В NASA сообщили, что для космических зондов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» подготовлены программные заплатки, которые позволят продлить работу аппаратов минимум на пять лет, передает портал Качественный Казахстан.
Патч устраняет две потенциальные проблемы. Одна из них связана с работой механизма коррекции, а вторая - с искажением телеметрии, передаваемой на Землю.
Сегодня оба зонда находятся за пределами гелиосферы Солнечной системы на расстоянии 240 миллиардов км и 190 миллиардов км. Радиосигналы на "Вояджер-2" доходят до него в течение 18 часов. Команда на обновление с помощью микрокода была отправлена несколько часов назад. Первая загрузка с обновленной прошивкой запланирована примерно через два дня.
Voyager1 еще не был обновлен. Он находится еще дальше от Солнца, поэтому более ценен с точки зрения сбора научных данных. Если запуск пробной версии нового микрокода в Voyager 2 пройдет хорошо, он также получит обновление. Изменив микрокод, инженеры намерены устранить некоторые проблемы для первого в истории Земли космического зонда, вышедшего в межзвездное пространство.
Обоим устройствам сейчас по 46 лет. То, что компьютерная платформа модели 1977 года все еще работает практически в автоматическом режиме - это уже невероятное достижение.
Но компьютерная система не защищена от сбоев. В прошлом году "Вояджер-1" начал отправлять искаженную телеметрию на Землю, хотя все бортовые системы работали исправно. Причина этого до сих пор неизвестна.
По какой-то причине AACS (Attitude Articulation and Control System), система управления ориентацией зонда, вместо исполнения команд записывала их в в память бортового компьютера. Однако на Землю отправлялись отчеты об успешном выполнении команд. Чтобы устранить это в будущем, инженеры исправят микрокод и надеются, что это позволит избежать подобных проблем на втором аппарате и не приведет к повторению ситуации на первом устройстве.
Вторая проблема, которую должен устранить новый патч, - это засорение топливопровода двигателя ориентации остатками топлива. Топливо подается в двигатель по магистральному отопительному трубопроводу и распределяется внутри двигателя по более тонкому внутреннему отопительному трубопроводу, который в 25 раз уже основного отопительного трубопровода. За десятилетия использования зондирующих двигателей, отвечающих за точное направление антенны на Землю, остатки топлива скопились в узких внутренних трубках. Это может нарушить работу двигателя и рано или поздно привести к потере датчика.
Чтобы отодвинуть этот момент как можно дальше в будущее, предлагается еще немного повернуть зонд в процессе ориентации. Эта модификация позволяет зонду сильно поворачиваться вокруг оси примерно на 1°. Это временно прерывает связь с Землей, но помогает по инерции проталкивать оставшееся топливо дальше по трубопроводу.
Инженеры подсчитали, что частичная потеря связи и передачи научных данных в конечном итоге будет компенсирована продлением срока службы зонда. Модификация позволит как минимум на пять лет продлить срок службы обоих навигаторов. Однако ситуация с энергией на обоих зондах куда хуже - по подсчетам, ее хватит всего на три года работы.
Источник: NASA
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через