«Лишние» школьные предметы: мнение школьников
Во все времена и во всех школах школьники считали некоторые учебные дисциплины лишними. То есть такими, которые в будущем им не пригодятся. А значит, их можно пропускать безо всяких зазрений совести. В принципе, это нормально, поскольку дети оперируют не столько логикой, сколько эмоциями из разряда «нравится/не нравится».
Нельзя не согласиться, что современная школьная программа перегружена, и подача некоторых учебных дисциплин, мягко говоря, устарела. Но это не говорит о том, что какой-то предмет лишний. Просто нужно пересмотреть учебный материал, убрать устаревшую информацию, возможно, объединить несколько дисциплин в одну и т.д.
Но это все лирическое отступление и предмет разговора для профильных специалистов. Нас же заинтересовал вопрос, какие предметы считают лишними современные школьники, которые всегда имеют свой, не всегда очевидный, взгляд на бесспорные вещи.
ОБЖ – всеми признанный аутсайдер
Согласно исследованиям Института прогрессивного образования, сотрудники которого проводили опрос среди учеников 8-11 классов, выясняя, какой бы предмет школьники вычеркнули из школьной программы, определили, что лидером среди аутсайдеров оказался ОБЖ. За исключение этой учебной дисциплины из школьной программы высказались 69% школьников. Подростки считают, что этот школьный предмет проводится формально и совершенно не дает практических навыков.
Здесь нужно отметить, что мнение школьников поддерживают не только родители, но и некоторые педагоги. Взрослые уверены, что программа курса ОБЖ в основном содержит в себе сведения, которые дети уже знают. Причем учатся они всем премудростям ОБЖ не в школе, а в ходе общения со своими родителями. Согласитесь, что практически все родители рассказывают своим детям об опасностях, которые могут подстерегать их в городе. Затрагивают они и тему здорового образа жизни, основ гигиены, правильного обращение с газом и электричеством и т.д.
Единственным полезным элементом курса ОБЖ можно считать навыки оказания первой помощи. Но в учебных материалах эта тема настолько слабо раскрыта, что и говорить об этом не стоит. Но, опять-таки нельзя сказать, что ОБЖ полностью лишний предмет. Он нужен. Но в качестве факультатива по методам оказания первой помощи.
Помимо ОБЖ в немилость школьникам попали еще восемьдисциплин:
- технология – 57% респондентов уверены, что это не только бесполезный, но и еще и скучный предмет, который практически ничему не учит;
- астрономия – 38% школьников считают, что знания по этому предмету точно не пригодятся им в дальнейшей жизни;
- основы религиозной культуры – 28% ребят уверены, что религия слишком личная тема, чтобы изучать ее в школе;
- краеведение – 17% старшеклассников, без объяснения причины, просто не хотят видеть этот предмет в школьном расписании;
- музыка и рисование – 15% школьников высказались против этих предметов, поскольку не видят в них смысла;
- черчение – 10% ребят выделили этот предмет как дисциплину, которая мешает им в подготовке к экзаменам.
А что взамен?
В ходе исследования также выяснилось, что практически все школьники (а если точнее, то 94% респондентов) хотят оказывать непосредственное влияние на формирование школьной программы. При этом они уже сейчас готовы заменить, на их взгляд, «лишние» предметы нужными (опять-таки на их взгляд) учебными дисциплинами. Например:
- половое воспитание – 63% школьников считает, что этот предмет определенно поможет им в будущем не совершить много ошибок в личной жизни;
- психология – 44% ребят считает, что эта учебная дисциплина поможет им разобраться в себе, побороть комплексы и найти общий язык с родителями и сверстниками;
- финансовая грамотность – 41% подростков считает, что это предмет поможет им разобраться с налогами и страховкой, а также научит разбираться с платежками ЖКУ;
- программирование – 30% старшеклассников уверены, что информатика, которая сейчас входит в школьную программу обучения, не дает нужного навыка в полном объеме, поэтому дополнительно нужно ввести и программирование;
- основы предпринимательства и менеджмента – 19% респондентов уверены, что именно этот предмет поможет им добиться финансовой независимости в будущем.
В свою очередь некоторые родители дополнили бы школьную программу такими предметами, как:
- логика – научит самостоятельному связному мышлению и навыкам разностороннего обоснования поступков, фактов и ситуаций;
- риторика – научит не только договариваться, но аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- этика и психология семейной жизни – научит психологическим приемам, нормам и правилам создания крепкой и дружной семьи;
- информационная гигиена – научит определять вредную информацию и очищаться от ее ядовитых последствий.
А что думают специалисты?
Директор Института прогрессивного образования Анна Маркс прокомментировала результаты исследования. По ее мнению, сегодня школьники намного более практичны, чем те же подростки, но 10-20 лет тому назад. Именно поэтому основным критерием определения «нужности/ненужности» того или иного предмета стало «пригодится/не пригодится» в дальнейшей жизни.
Конечно же то, что современные дети стали более прагматичными, является несомненным плюсом – они хорошо понимают, что и для чего они делают. Однако многие из них в силу возраста забывают или попросту не догадываются, что разнообразие предметов, в том числе и «лишних», не только способствует развитию логики и мышления, но и позволяет в целом получить системные представления о мире.
Кроме того, с большей долей вероятности, лишние по мнению школьников предметы попали в черный список только лишь потому, что детям их неинтересно преподносили. Например, если говорить о злополучном ОБЖ, то что можно учить на протяжении нескольких лет? Как правильно включать/выключать свет? Или как нужно переходить дорогу с оживленным движением? Ведь по-настоящему нужным навыкам (тем же навыкам оказания первой помощи) обычный преподаватель вряд ли научит. А технология? Ну какая может быть технология, если в большинстве школ уже давно нет мастерских и швейных классов? А вышивать крестиком или клеить открытки интересно ученикам начальных классов, но никак не современным старшеклассникам.
Сегодня многие дети хорошо знают: чтобы натренировать тело, необходимо идти в спортивный зал, где долго и упорно «прокачивать» нужные группы мышц. Но, к большому сожалению, они не понимают, что мозг, как и другие мышцы, нужно постоянно «прокачивать». И здесь в роли тренажеров выступают как раз вот те «лишние» предметы, которые так хочется убрать из школьной программы.
Да, теорема Пифагора и сведения об инфузории-туфельке в дальнейшей жизни, может быть, и не пригодятся, но то, что они помогут «прокачать» мозг – это факт.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через