Кто отвечает за качество строительства?

Кто отвечает за качество строительства?
Поиск
 

Кто отвечает за качество строительства?

 Алма Бектенова

https://turanpress.kz/ekonomika/kto-otvechayet-za-kachestvo-stroitel-stva-2

Кто отвечает за качество строительства?

 

Качество жилищного строительства в Казахстане неуклонно падает. Государство вливает в отрасль огромные средства, но, считают эксперты, отвечать за то, как они используются, может далеко не всегда.

Крен в сторону гетто

Казахстанские города постепенно обрастают районами, которые даже участники рынка называют «социальными гетто». Это скопление многоэтажных домов, где квартиры выдаются в «дешевую» ипотеку, либо в аренду. Гетто предназначены для малообеспеченных граждан, участников всевозможных госпрограмм. Что касается качества строительства, то год от года число претензий все увеличивается.

Поскольку официальная статистика нарушений публикуется лишь фрагментарно, на сегодня трудно сказать, сколько домов, построенных за последние годы, уже нуждаются в ремонте, а возможно, и в сносе. Разумеется, с нарушениями возводятся и элитные здания, но их обитатели в случае, к примеру, крена дома, могут решить свои проблемы самостоятельно. Покупатели же социального жилья вынуждены надеяться на милость государства.

Пример с креном многоэтажки – отнюдь не выдумка. В частности, с 2016 года можно следить за ситуацией, разворачивающейся в алматинском микрорайоне Зердели (бывший Алгабас), где «окривели» едва ли не два десятка зданий. Одной из причин крена зданий было названо нарушение норм застройки. Жалобы на то, что социальные дома построены «на живую нитку», поступают из многих регионов.  

В апреле 2021 года первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев признал, что качество строительства жилья по той же программе «Нурлы жер» оставляет желать лучшего. «Здесь действительно очень сложный вопрос, с жалобами сталкиваемся постоянно. Постоянно приходится в ручном режиме обращаться к акиматам, чтобы они разобрались. Потому что, вы знаете, право контроля за строительными компаниями осуществляют ГАСКи, которые находятся в ведении местных исполнительных органов», - отметил вице-министр.

Любопытно, что ГАСКи правительство добровольно передало в ведение местных акиматов, причем дважды. Согласно официальным сведениям, функции управления Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) и часть ответственности других госорганов передали в Управления контроля и качества городской среды. В его ведение вошли некоторые вопросы архитектуры, охраны труда, жилищная инспекция и контрольно-надзорные функции Управления земельных отношений. По задумке, инспекторы управления должны проводить проверки на соблюдение законодательства РК в сфере архитектурно-строительной деятельности, жилищного законодательства, охраны труда и земельного законодательства.

Однако теперь возникает вопрос: насколько добросовестно исполняются возложенные на акимат функции? По мнению некоторых экспертов, в сфере контроля за новостройками царит настоящий хаос. Например, недавно состоялся круглый стол, посвященный проблемам реновации Алматы. В ходе дискуссии архитектор Ирина Кажмуратова отметила, что «в 2001 году строительные нормы были переведены из регламентирующих в рекомендательные, которые можно соблюдать, а можно и нет».

Еще в 2016-2017 годах появилась информация о том, что в рамках реализации 49-го шага Плана нации «100 конкретных шагов по пяти институциональным реформам» с 2020 года Казахстан полностью перейдет на новые строительные нормы, основанные на европейских стандартах строительства.

Например, существенно сократится срок проведения экспертизы строительных проектов – с 285 до 20 дней, упрощается процедура оформления документов, внедряется принцип "одного окна". Как отмечали в Министерстве по инвестициям и развитию, происходит процесс передачи экспертизы строительных проектов в частные компании. «В частный рынок передали 60%. Ежегодно по 10% передаем. Хотим к концу 2020 года передать 90%. У РГП «Госэкспертиза» остаются только уникальные и технически сложные объекты. Например, ТЭЦ, нефтезаводы или атомные электростанции, - сообщили в ведомстве.

Как напомнили в министерстве, 49-й шаг Плана нации «100 конкретных шагов по пяти институциональным реформам» предусматривает внедрение системы еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил, применяемых с советского периода. В документе отмечается, что новые нормативы позволят применять инновационные технологии и материалы, повысить конкурентоспособность казахстанских специалистов на рынке строительных услуг, а также создадут возможность для выхода казахстанских компаний на зарубежные рынки услуг в сфере строительства.

Вполне возможно, что в Европе «разгосударствление» такой важнейшей для социальной стабильности сферы как строительство и принесло позитивные плоды, а вот в Казахстане начали плодиться «алгабасы» с разной степенью крена. Сегодня совершенно не ясно, кто будет отвечать, если, не дай бог, произойдет обрушение построенного по госпрограмме здания? Кстати, по данным СМИ, за крен в алматинском микрорайоне не был привлечен ни один застройщик.

В настоящий момент мы не видим публичного мониторинга «быстро» выдаваемых разрешений на строительство. Не видим и обеспокоенности акиматов за качество зданий, возводимых зачастую сомнительными подрядчиками. Судя по строительному буму, разрешения выдаются в стремительном порядке и пачками. Бесконтрольно разбазаривается и земельный фонд. В том же Алматы фактически не осталось свободных участков, не занятых очередной хлипкой многоэтажкой, ТЦ или офисным страшилищем.

Не придется ли платить дважды?

Государство тратит на социальное жилье гигантские средства, без сомнения, весьма окупаемые для отдельных чиновников. В 2020 году финансирование государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы увеличили до пяти трлн тенге.

«Объемы финансирования государственной программы составляют (в миллиардах тенге): 2020 – 1179,7; 2021 – 992,7; 2022 – 905,6; 2023 – 734,9; 2024 – 623,5; 2025 – 619,2; всего – 5055,6», - указывается в новой редакции паспорта госпрограммы, утвержденной постановлением правительства. Согласно изменениям, за шесть лет на госпрограмму намерены выделить из республиканского бюджета 3,1704 трлн тенге, 184,3 млрд тенге – из местного, еще 1,7009 трлн составят внебюджетные средства.  

Это, конечно, хорошо, но если средства уйдут недобросовестным застройщикам, государству рано или поздно придется платить еще раз, возможно, на триллионы больше. Так усиленно критикуемые якобы устаревшие советские нормативы эффективно защищали – и защищают до сих пор – от фатальной небрежности. При этом даже «легкие» нарушения в виде крена дома или осыпающейся плитки влетают государству в немалые расходы. Например, когда в Алгабасе временно расселяли жильцов только одного дома и только в декабре 2019 года, 72 семьям из бюджета было выплачено 12,452 млн тенге на аренду жилья. Так ли хороши были реформы строительной сферы, начатые с постепенного расширения сферы деятельности частной экспертизы и передачи ГАСКов акиматам?

То, что тщательное отслеживание случайных или намеренных ошибок – первоочередная задача, доказывают цифры. Буквально на днях о работе по выявлению и пресечению нарушений рассказал заместитель руководителя Управления градостроительного контроля города Алматы Олжас Тулебаев.

По его данным, сейчас на территории города насчитывается 664 строительных объекта, в том числе 202 бюджетных и 462 коммерческих. В ходе проверок сотрудниками Градостроительного контроля в этом году выявлено 1112 нарушений, в том числе несоблюдение качества и технологий, отклонение от проектных решений – 208, некачественная организация производства работ – 854 и незаконное строительство – 50.

«В отношении нарушителей составлено 1078 протоколов на общую сумму 207,8 млн тенге, выдано 183 предписания на устранение нарушений, по 103 объектам, не устранившим замечания, материалы направлены в суд», - сообщил Тулебаев. Кроме того, за ненадлежащий контроль на строительных объектах привлечены 54 организации технического надзора.

Эксперты уверены, что подобная работа должна вестись системно, с обязательным привлечением общественности. Вполне вероятно, в пересмотре нуждается вся нормативно-правовая база, также необходима централизация контрольных функций, чтобы ключевые для безопасности жилищного строительства решения принимались на республиканском уровне. В противном случае государство довольно скоро столкнется с острейшей проблемой рассыпающихся домов в «социальных гетто».