Компенсации не будет

Компенсации не будет
Автор: Самал АХМЕТОВА

Государственные инспекторы продолжают разъяснять Трудовой кодекс. В этот раз прямой эфир с пользователями социальных сетей провела руководитель отдела контроля в торговле и сельскохозяйственной отрасли Айзада Жумабекова. Она подняла тему выплат при увольнении работников. Потому как в статье 50, гласящей о расторжении трудового договора, пункт 3, который оговаривал сумму компенсации, теперь исключен.

Ставшие традиционными онлайн-встречи специалистов Управления по инспекции труда с жителями региона помогли не только разъяснить многие новшества и изменения в законодательстве, но и дали ответы на волнующие вопросы работников. А. Жумабекова остановилась на нескольких темах: ведение электронных трудовых договоров, исключение пункта 3 в статье 50 ТК РК и дистанционная деятельность.

Открывая встречу, руководитель отдела акцентировала свое внимание на Послании главы государства, в котором отмечено, что наши законы позволяют Казахстану стать международным хабом по обработке и хранению данных. Вследствие этого все большую актуальность приобретают цифровые контракты.

- Мы неоднократно рассказывали об электронных трудовых договорах с 2018 года. Именно тогда был запущен пилотный проект. Но если раньше этот процесс ведения документов для работодателей был необязателен, то теперь они должны вносить данные о сотрудниках в единую базу. Это новшество упростит и автоматизирует работу кадрового отдела, и опасаться его не следует. Если же у специалистов возникают вопросы к ведению цифровых договоров, то они всегда могут обратиться в наше Управление и получить консультацию, - пригласила к сотрудничеству А. Жумабекова.

Продолжая рассказывать об изменениях в законодательстве, государственный инспектор подняла тему выплаты компенсаций при увольнении.

Изменения, которые произошли в Трудовом кодексе в мае этого года, - уже не первые. Четыре года назад также были внесены некоторые коррективы.

В пункте 3 статьи 50 ТК РК было указано, что в трудовом договоре может быть предусмотрено право работодателя на его расторжение без соблюдения требований с компенсацией. Кроме того, Кодекс не устанавливал минимальный или максимальный размер выплаты в данном случае. Сумма обговаривалась во время подписания контракта. При его расторжении руководителю не требовалось направлять подчиненному предварительное уведомление. Достаточно было издать приказ с указанием основания для увольнения и размера компенсации, которая была указана в трудовом договоре.

 Однако многие руководители позже стали заниматься самоуправством и выдавали компенсацию в размере минимальной заработной платы либо вообще старались не начислять ее. Несогласные работники обращались в Управление по инспекции труда и судебные инстанции.

- Поэтому во избежание этих споров в этом году данный пункт из закона вообще исключили. Теперь при расторжении договора сотрудники получают только компенсации за неиспользованный отпуск и за фактически отработанные дни, которые до увольнения также определяются соглашением сторон, - сообщила Айзада Жумабекова.

Продолжая тему оплаты, спикер остановилась на дистанционном формате работы, который в последние месяцы стал наиболее актуальным. Руководитель отдела разъяснила вопрос безопасности труда, которая определяется актом работодателя. Касательно заработка госинспектор отметила, что он, как правило, выплачивается в размере 100%.

Нынешние реалии таковы, что многие из нас совмещают несколько видов деятельности. Однако и здесь есть свои требования. Согласно норме законодательства, время работы не должно превышать 40 часов в неделю. И поэтому многое тут зависит от основного места работы.

Завершая прямой эфир, Айзада Жумабекова напомнила, что с 2020-го по 2023 год в стране объявлен мораторий на проверку микропредпринимательства и малого бизнеса. Поэтому государственный инспектор посоветовала работникам, пострадавшим от незаконных действий руководителей, обращаться в суд. А специалисты Управления помогут составить исковое заявление.

http://inkaraganda.kz.