Казахстану необходимо повышать качество образования

Казахстану необходимо повышать качество образования
фото: content.cardus.ca

Реализацию задач в рамках проекта Национального доклада «Качественное образование, доступное каждому» обсудили на совещании под председательством заместителя премьер-министра Тамары Дуйсеновой. Во встрече приняли участие представители профильных министерств и ректоры вузов, сообщает пресс-служба правительства.

Стратегический документ разработан по поручению главы государства, его основная задача – повышение качества образования в стране. 

Казахстанская система будет отходить от парадигмы «Образование - Обучение» в пользу модели «Образование – Становление личности». 

Для достижения поставленных целей необходимо создание преемственности между всеми сферами, а также внедрение национальной системы оценки качества образования. По словам вице-премьера, сейчас для этого используются разные подходы, пришло время их систематизировать.

«Согласно разработанным стандартам, требования будут предъявляться ко всей системе, включая дошкольное, среднее, среднеспециальное и высшее образование. Надо учитывать тот факт, что сейчас в стране более половины рабочей силы составляет молодежь. Уже через шесть лет эта доля достигнет 80%. Поэтому от качества образования зависит то, кто будет лечить, обучать, оказывать различные виды услуг населению», – отметила Тамара Дуйсенова.

В Казахстане разрабатываются и внедряются профстандарты (требования к квалификации кадров со стороны работодателей). Вице-премьер подчеркнула, что в будущем 

при выделении государственных грантов предпочтение будет отдаваться тем учебным заведениям, которые привели образовательные программы в соответствие с данными стандартами. 

В то же время университеты страны не должны между собой конкурировать, их задача – обмениваться опытом, внедряя лучшие практики.

Кадры решают все

По вопросу подготовки педагогических кадров состоялась отдельная встреча Тамары Дуйсеновой с ректорами вузов. Руководители учебных заведений высказали свои предложения по реализации Национального доклада.

В настоящее время при министерствах просвещения, науки и высшего образования созданы рабочие группы. Специалисты будут выезжать в регионы для детального изучения ситуации на местах с дальнейшей разработкой предложений.

«Считаю, что в этом деле всем звеньям данной системы нужно объединиться. Для построения непрерывного и последовательного образования важна тесная связь между дошкольными, школьными учреждениями, колледжами и высшими учебными заведениями. При подготовке специалистов каждый вуз применяет разные методики, лучшие из них должны распространяться. Этот вопрос касается нашего будущего», – сказала вице-премьер.

Казахстан в рейтинге PISA-2022 

Напомним, 5 декабря Электронная библиотека ОЭСР опубликовала результаты исследования PISA-2022 — международного тестирования по математике, чтению и естественным наукам.

В исследовании PISA принимали участие 15-летние школьники из 81 страны мира, в том числе и из Казахстана. В РК тестирование прошли 33 тысячи учеников. 

После выхода результатов PISA-2022 министр просвещения Гани Бейсембаев на своей странице в Faceebook отметил, что по сравнению с 2018 годом Казахстан в рейтинге PISA поднялся довольно сильно.

«В целом среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018 г.), по чтению — 61-е место (69-е в 2018 г.), по естествознанию — 49-е место (69-е в 2018 г.)», — пишет министр.

Лидер списка - Сингапур - набрал 575 баллов по математике, 543 - по чтению и 561 - по естествознанию. Главным аутсайдером PISA-2022 стала Камбоджа: математика - 336, чтение - 329, естествознание - 347. 

Узбекистан по чтению и естественным наукам занял предпоследнее место, взяв 336 и 355 баллов. По математике ученики заняли 72 место, набрав 364 балла.