Каковы критерии качества школьного образования?
Образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
Из Закона Республики Казахстан «Об образовании»
Образовательная услуга – это результат образовательного процесса: она не материальна; она создана посредством деятельности, осуществленной при взаимодействии поставщика (обучающихся) и потребителя; она вовлекает во внутреннюю деятельность обучающихся с целью выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
Как известно, свойства образовательной услуги:
- неосязаемость: образовательные услуги неосязаемы, из нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус;
- неотделимость от источника - т.е. от научно-педагогических кадров вуза, его материально-технической базы, информационных и финансовых ресурсов;
- отсутствие посредников - как правило, образовательные услуги оказываются напрямую;
- неспособность результатов образовательных услуг к хранению (быстрое после аттестации снижение уровня компетентности);
- процессы создания и потребления услуги соединены.
Параметры качества образовательной услуги:
- квалификация профессорско-преподавательского состава;
- высокий уровень учебно-методического обеспечения;
- высокий уровень материально-технического обеспечения;
- интеллектуальный потенциал;
- межличностные отношения:
- уровень культуры, воспитанности и здоровья;
- методы управления образовательной организацией;
- результативность и эффективность оказания услуг. Перечень можно продолжать до бесконечности.
Каковы же критерии школьной образовательной услуги? Что входит в состав определений качества школьного образования?
Из интервью известного эксперта по качеству образования при правительстве, профессора, педагога-психолога Федора Вассермана, ученого, автора образовательных программ, всю жизнь занимавшегося школой, https://time.kz.
- МОН практически полностью торпедирует все вопросы контроля и анализа процессов, происходящих внутри системы образования. В школах запрещены контрольные срезы, их делает только PISA (тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира. - О. А.). Но если провести глубокий анализ качества знаний в целом по стране, мы увидим, что у нас рухнувшая система образования. Но в отчетах написано: все хорошо. Как так получилось? Есть единые требования в рамках обновленки. Главное, что должна дать школа, - показатель качества знаний, то есть освоение программы на "хорошо" и "отлично". Он должен быть не менее 60 процентов. И что получается? Как бы ребенок ни усвоил программу, ему натянут оценку, потому что нужно достичь этой цифры. А насколько она соответствует действительности, мы с вами не узнаем, так как нет ни обратной связи, ни контроля. А это главные компоненты управления.
- Получается, единственный критерий показателя качества знаний школьной образовательной услуги - 60% учащихся должны учиться на «хорошо» и «отлично»… И что же? И на сколько достоверно этот показатель определяет качество школьной образовательной услуги? Следующим напрашивается вопрос, а кто производит контроль такого универсального показателя?
- Официальным уполномоченным органом, который должен выполнять эти функции, является Департамент по контролю в сфере образования. (Продолжение интервью ученого.) Но, во-первых, он входит в систему МОН, а во-вторых, есть мораторий на соответствующие мониторинги. Да, есть общественный контроль в виде недовольства родителей. Но они пошумят в соцсетях, и все на этом. А проблемы остаются.
Какой же выход из сложившейся ситуации? Самое главное, где рычаги управления качеством образования в школе?
Из сообщений https://ru.sputnik.kz/ мы узнаем, что с сентября 2021 года во всех дошкольных организациях, школах, колледжах и в военных, специальных высших учебных заведениях страны проведут государственную аттестацию.
Госаттестация будет проводиться один раз в пять лет. Она предусматривает 100%-ный охват всех типов и видов организаций образования, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
"Государственная аттестация будет проводиться в форме профилактического контроля с целью контроля соблюдения требований ГОСО и оказания организациям образования методической помощи", - сообщила на брифинге руководитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования Алматы Гульнар Ермекбаева.
Поможет ли госаттестация повысить качество образовательной услуги? Будет ли являться сертификат о прохождении аттестации образовательного учреждения гарантом качественного школьного образования?
Дорогие друзья, как вы думаете, помогут ли вышеперечисленные меры в повышении качества школьного образования?
На эти и другие вопросы хотелось бы узнать ваше мнение. Пишите нам, поднимайте различные вопросы по данной тематике!
Л. Циновкина, эксперт-аудитор по сертификации персонала, руководитель семинаров и тренингов, международный асессор Европейской Модели EFQM
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через