фото: © РИА Новости / Кирилл Каллиников
Благодаря каким мерам Китаю за последние несколько лет удалось стать одним из мировых лидеров по производству и продаже электромобилей, как развивается ситуация с электротранспортом в Казахстане и какой зарубежный опыт следовало бы использовать в нашей стране, разбиралась в своем исследовании аналитики Казахстанского института экономических исследований (ERI), передает портал Качественный Казахстан.
Авторы исследования напомнили, что с 2035 года продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) будут прекращены, соответственно, уже сейчас в мире идет тренд на автомобили с электротягой.
По прогнозам экспертов, к 2030 году доля электромобилей в общем объеме продаж должна увеличиться до 60%, и составить 350 млн единиц.
«Китай за последние несколько лет превратился в мирового лидера по производству и покупке электрокаров. Так, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2023 году было продано 9,4 млн электромобилей и гибридов, что на 6,9 млн больше, чем в 2022 году (то есть авто на электротяге составили почти треть от всех продаж). Прогнозируется, что в 2024 году продажи китайских электрокаров могут составить 11,5 млн единиц, а к 2030 году Китай планирует занять 90% рынка электромобилей в мире», – отметили аналитики.
При этом они перечислили некоторые причины роста продаж и покупки электрокаров в Китае:
- кооперация с крупнейшими автомобильными компаниями, которая позволила получить технологии для развития автомобильной отрасли;
- наличие свободных мощностей электричества (развитие АЭС и ВИЭ);
- правительство активно субсидировало приобретение электрокаров, размер которых зависел от емкости батареи (в среднем около двух тысяч долларов США);
- бесплатная выдача автомобильных номерных знаков (в крупных городах Китая имеется практика продажи автомобильных номеров, что увеличивало стоимость владения авто);
- возможность утилизации батарей (до 95% металлов используется повторно).
Далее аналитики рассмотрели ситуацию в Казахстане:
Ссылаясь на оценки Всемирного банка, они сообщили, что загрязнение воздуха ежегодно обходится Казахстану в 10,5 млрд долларов США, приводя к 10 тыс. преждевременных смертей. При этом в крупных городах на долю автомобилей приходится свыше 80% вредных выбросов.
«В 2023 году количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане превысило 5,0 млн единиц (рост на 15% по сравнению с годом ранее). Самое большое количество легковых автомобилей с объемом двигателя от 1500 до 2000 куб. см в Алматинской области – 223 тыс. ед., в Алматы – 200,7 тыс. ед., в Астане - 153,7 тыс. ед., в Карагандинской области – 151 тыс. ед. и в Восточно-Казахстанской – 137,4 тыс. ед.», - поделились данными исследователи.
Они дополнили, что на сегодняшний день в Казахстане наблюдается низкий удельный вес экологически чистого автотранспорта. Так, согласно Концепции развития электроэнергетической отрасли РК до 2035 года, предполагается увеличение числа электромобилей в стране лишь до 6,3 тыс. машин к 2030 году, а к 2035 году ожидается увеличение до 40 тыс. единиц.
Авторы исследования перечисли некоторые причины слабого развития электрокаров в Казахстане:
- Слаборазвита инфраструктура для зарядки электротранспорта (согласно карте зарядных станций, для электромобилей eDrive.kz в Казахстане насчитывается всего 155 работающих зарядных станций).
- Климатические условия (в северных регионах температура воздуха зимой опускается до -40 градусов).
- Низкая цена на автомобильное топливо (согласно данным GlobalPetrolPrices.com на 15 января 2024 года, Казахстан занимает 11 место в мире по дешевизне бензина).
- Неразвита сеть ремонта или замены батарей электрокаров.
- Нехватка энергетических мощностей для обслуживания большого количества электрокаров (к 2030 году ожидается дефицит электрической мощности в объеме 6 ГВт).
В связи с вышесказанным аналитики внесли свои предложения для развития электромобилей в Казахстане:
Так, ими предлагается запустить пилотный проект в Мангистауской области по стимулированию населения к приобретению электромобилей с подведением необходимой инфраструктуры (запустить региональную программу льготного кредитования электромобилей).
«Как известно, в январе 2022 года протестные настроения были вызваны ростом цен на сжиженный газ с 60 тенге до 120 тенге за литр, который используется в качестве топлива для каждой 10-й машины в стране (около 330 тыс. авто). Больше всего сжиженный газ используют автовладельцы Мангистауской области (69 тыс. авто, или 50% от общего количества авто в регионе). Пример эффективности электромобиля: для зарядки батареи (от стандартной бытовой розетки) электромобиля Zeekr 001 с емкостью 100 кВт*ч требуется более 30 часов (напряжение 220 вольт и сила тока 16 ампер). Исходя из времени зарядки, можно определить стоимость зарядки электромобиля (в среднем для Казахстана один киловатт электроэнергии стоит 16-30 тенге), то есть зарядка электромобиля Zeekr 001 (запас хода 600 километров) будет стоить примерно 1600-3000 тенге, или 266 – 500 тенге за 100 км пробега, в то время как в среднем автомобиль на газе потребляет на 100 км 12 литров газа, или 720 тенге», – пояснили авторы исследования.
Далее они предлагают ускорить развитие сети зарядных станций по всей стране.
«С учетом предполагаемого количества в 40 тыс. электромобилей, к 2035 году стране потребуется 8,0 тыс. зарядных станций (из расчета одна зарядная станция на пять электромобилей), из них около 1000 необходимо установить вдоль дорог республиканского и областного значения, протяжённость которых составляет 57 тыс. км (согласно стандартам Европейского союза, установка зарядных станций осуществляется через каждые 60 км дороги)», – подсчитали аналитики.
Кроме того, по их мнению, следует использовать опыт Великобритании по развитию маломощных модульных АЭС, которые смогут решить проблему будущего дефицита электроэнергии в стране.
«В рамках усилий по достижению климатических целей и повышению энергетической безопасности Великобритания стремится увеличить свою ядерную энергетическую мощность до 24 ГВт к 2050 году. Таким образом, страна удовлетворила бы 25% прогнозируемого спроса на электроэнергию. В Министерстве энергетики Великобритании считают, что для строительства крупных АЭС требуется большое финансирование, соответственно, строительство модульных и менее затратных АЭС является более целесообразным», – подытожили авторы исследования.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через