фото: Олег Яковлев / РБК
В Казахстане, как и практически во всем мире, остается актуальным вопрос сокращения загрязняющих веществ в выбросах автомобильных транспортных средств. Насколько эффективны принимаемые в этом направлении меры в нашей стране и как решают эти вопросы в других мировых государствах, разбирался в своем исследовании ведущий эксперт Института экономических исследований (ERI) Темирлан Хайбрахманов, передает портал Качественный Казахстан.
Прежде всего автор исследования отметил, что в Казахстане правовая статистика показывает постоянное увеличение фактов нарушений, а также неэффективность наказания, так как в более чем 80% случаев нарушений выписаны предупреждения.
Так, по статье 334 КоАП РК «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах» зарегистрировано:
- в 2020 г. – 7849 адм. дел (в 6570 случаях выдано предупреждение);
- в 2021 г. – 26 600 адм. дел (в 20 412 случаях выдано предупреждение);
- в 2022 г.- 26 643 адм. дел (в 21 751 случаях выдано предупреждение).
«При этом анализ мировой практики показал, что многие страны применяют различные меры, которые на сегодня являются очень эффективными в борьбе с выбросами в окружающую среду», – отметил Темирлан Хайбрахманов и привел конкретные примеры.
Так, правительство Тайланда в целях снижения загрязнения воздуха PM 2.5 налагает штрафы на владельцев транспортных средств, выбросы которых превышают стандарты безопасности, до 5000 бат с запретом на использование транспортных средств до тех пор, пока проблема не будет устранена.
Водители во Франции должны иметь на своем автомобиле наклейку Crit'Air о чистоте воздуха, чтобы соответствовать местным стандартам уровня выбросов. Отсутствие наклейки повлечет за собой штраф в размере до 180 евро. Ответственность за получение наклейки лежит на водителе.
«Виньетки Crit'Air распространяются на автомобиль на протяжении всего срока его службы. Путешественникам, имеющим 100% электромобиль, по-прежнему необходимо предъявить наклейку. Они стоят 4,61 евро и применяются в 12 французских городах и регионах, включая Париж, Лион, Марсель, Монпелье, Бордо, Тулузу и Экс-Марсель-Прованс», – пояснил автор исследования.
Также он привел пример Японии, где для автомобилей в 1999 году были введены стандарты топливной эффективности с использованием программы эффективности Top Runner, призванной способствовать экономии энергии и сокращению выбросов CO2.
«Эффективность стандартов повышается за счет весьма прогрессивных налогов, взимаемых с полной массы транспортного средства и объема двигателя автомобилей при покупке и регистрации. Эти финансовые стимулы способствуют покупке более легких автомобилей с двигателями меньшего размера. Например, по оценкам Японской ассоциации производителей автомобилей (JAMA), владелец малолитражного автомобиля (снаряженная масса 750 кг) будет платить налоги на 4000 долларов меньше по сравнению с более тяжелым легковым автомобилем (снаряженная масса 1100 кг) в течение всего срока службы автомобиля», – отметил Темирлан Хайбрахманов.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через