Какое место занял Казахстан в рейтинге стран по уровню безопасности на дорогах

Какое место занял Казахстан в рейтинге стран по уровню безопасности на дорогах
фото: avtovzglyad.ru

Одним из показателей, оценивающим качество транспортной инфраструктуры, и, как следствие, уровень безопасности на дорогах, являются «Смертные случаи на транспорте». Этот показатель рассматривается в рамках Индекса социального прогресса. Какое место занял по этому показателю Казахстан среди других стран мира и какие меры должны принять госорганы для обеспечения безопасности дорожного движения на основе целостного подхода, разбирались аналитики Казахстанского института экономических исследований, передает портал Качественный Казахстан

Прежде всего авторы исследования пояснили, что в Индексе социального прогресса используется методика расчета, при которой учитываются потерянные годы жизни (DALYs) на 100 000 человек, вызванные травмами, связанными с транспортом. Эти травмы включают в себя смерть или инвалидность, вызванные несчастными случаями при взаимодействии с автомобилями, мотоциклами, велосипедами и другими видами транспорта.

«В Индексе социального прогресса за 2022 год Казахстан по данному показателю занял 95 место (при этом стоит учитывать, что использовались данные за 2019 год). Лидирующие позиции заняли следующие страны: Сингапур, Ирландия, Япония, Швеция и Нидерланды. Замыкают рейтинг такие страны, как Оман, Лесото и Саудовская Аравия», – поделились данными рейтинга аналитики.  

Они дополнили, что согласно данным ООН, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире гибнут 1,3 млн человек – один человек каждые 24 секунды. Еще от 20 до 50 млн человек получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности. 

«При этом ДТП являются самой частой причиной смерти молодых людей в возрасте от пяти до 29 лет в мире. Также стоит отметить, что более половины всех смертей в результате ДТП приходится на уязвимых участников дорожного движения – пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов», – отметили авторы исследования.  

Ими также отмечено, что несмотря на то, что на страны с низким или средним уровнем дохода приходится приблизительно 60% мирового парка автотранспортных средств, в них регистрируется 93% всех ДТП со смертельным исходом (девять из 10 жертв приходятся на страны со средним и низким уровнем дохода).

Наиболее высокая смертность в результате дорожно-транспортного травматизма отмечается в странах Африканского региона, а наиболее низкая – в странах Европейского региона. Даже в странах с высоким уровнем дохода риск дорожно-транспортных происшествий возрастает в группах, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

«Около 73% всех ДТП со смертельным исходом приходится на молодых мужчин в возрасте до 25 лет, среди которых риск гибели в результате ДТП почти в три раза выше, чем среди молодых женщин. Экономические потери большинства стран в результате ДТП достигают 3% от их ВВП. Это обусловлено стоимостью лечения и потерей производительности вследствие гибели или травм, а также отрыва от производства или обучения людей, которые должны заботиться о пострадавших», – дополнили аналитики.  

По их данным, одним из факторов риска ДТП является превышение скорости. Увеличение средней скорости движения напрямую влияет на тяжесть их последствий. Например, увеличение медианной скорости движения на 1% приводит к возрастанию риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска ДТП с серьезными последствиями на 3%.

Использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода среди водителей и пассажиров на переднем ряду сидений на 45-50% и риск смертельного исхода или серьезного травматизма среди пассажиров на заднем ряду сидений - на 25%. Использование детских удерживающих систем снижает риск смертельного исхода на 60%.

Наряду с этим использование мобильного телефона при управлении транспортным средством в четыре раза увеличивает риск возникновения ДТП. Использование телефона при управлении транспортным средством ведет к замедлению реакции (в частности, увеличению времени реакции при необходимости торможения), а также затрудняет соблюдение рядности дорожного движения и дистанции между транспортными средствами.

«В Казахстане остается высокий уровень смертности на дорогах. Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, за 2022 год в Казахстане произошло 14 503 ДТП, при этом пострадало 18 378 человек, погибло – 2 396 человек. По сравнению с 2021 годом (13 813) отмечается рост количества ДТП на 5%. Наибольшее количество ДТП отмечается в Алматы (3 502), а также Алматинской (2 083) и Жамбылской (1 500) областях. Наименьшее количество отмечается в Абайской (101) и Улытауской (42) областях. При этом также отмечается, что 48% аварий со смертельным исходом случаются на республиканских трассах», – констатируют авторы исследования.  

По их мнению, государственные органы должны принимать меры для обеспечения безопасности дорожного движения на основе целостного подхода. Это требует участия многих секторов, таких как транспортный, органы правопорядка, здравоохранения, образования, а также принятия мер по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников дорожного движения.

«К числу эффективных мер относятся проектирование более безопасной инфраструктуры и включение элементов обеспечения безопасности дорожного движения в планирование землепользования и развития транспорта, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение помощи пострадавшим в ДТП, принятие и обеспечение выполнения законодательных актов, касающихся основных рисков, и проведение информационно-просветительских мероприятий», – подытожили авторы исследования.