Какое место занял Казахстан в рейтинге стран по доступу к качественному образованию

Какое место занял Казахстан в рейтинге стран по доступу к качественному образованию
фото: unicef.org

Какое место занимает Казахстан в мировом рейтинге по такому показателю, как «Равный доступ к качественному образованию» и какие вопросы повышения качества образования в нашей стране требуют кардинальных и действенных реформ, выяснили специалисты Казахстанского института экономических исследований (ERI), передает портал Качественный Казахстан.            

Прежде всего авторы исследования пояснили, что такой показатель, как «Равный доступ к качественному образованию», рассматривается в рамках Индекса социального прогресса (SPI).

Показатель является опросным – респондентам предлагается ответить на вопрос: «В какой степени всем гарантируется высококачественное базовое образование, достаточное для того, чтобы выпускники могли осуществлять свои основные права как взрослые граждане?» и измеряется по шкале от 0 до 4 (0-низкая, 4-высокая). Источником информации является Проект «Разновидности демократии» (Институт V-Dem).

«Казахстан в SPI 2022 года со значением 2,66 балла занял 62 место среди 169 стран. Значение страны в сравнении с предыдущим индексом снизилось (SPI 2021 – 2,76 балла), при этом позиция улучшилась на одно место. Среди стран ЕАЭС Казахстан уступает Беларуси (53 место) и Армении (60 место). Опережает Россию (68 место) и Кыргызстан (85 место). Лидерами по доступу к качественному образованию являются Норвегия, Япония, Исландия, Швейцария и Мальта», – поделились данными авторы исследования. 

При этом они отметили, что невысокие результаты Казахстана в SPI по качеству образования подтверждаются данными национального источника.

Так, результаты проведенного в 2023 году обследования «Качество жизни населения» БНС АСПР РК показывают невысокую удовлетворенность населения качеством образования на всех уровнях. При этом в отличие от постановки вопроса в SPI качество образования не раскрывается. Следовательно, каждый респондент по-своему трактует понятие «качества».

В целом доля респондентов, удовлетворенных качеством образования, составляет:

  • средним образованием – 50,3%;
  • дошкольным образованием – 49,4%;
  • средним профессиональным – 46,0%;
  • высшим и послевузовским – 44,9%.

Вместе с тем доля респондентов, неудовлетворенных качеством образования, незначительная – в среднем 1,5%. В основном респонденты отмечали, что частично удовлетворены качеством образования (в среднем 33,3% респондентов) или затруднялись ответить (17,4% респондентов).

«Стоит отметить, что в сравнении с результатами 2022 года отмечается улучшение мнений респондентов относительно удовлетворенности качеством образования. При этом наибольшее улучшение отмечается по высшему и послевузовскому образованию, качеством которого были удовлетворены 42,1% респондентов (2023 г. – 44,9%). Что касается доступности услуг в сфере образования, то стоит отметить бóльшую удовлетворенность. Так, 59,7% респондентов удовлетворены доступностью среднего образования, 50,7% – дошкольным, 47,8% – средним профессиональным, 41,9% – высшим и послевузовским», – отметили аналитики.

Ими также отмечено, что в Казахстане с 2005 года проводится исследование по оценке качества обучения – мониторинг образовательных достижений обучающихся, целью которого является оказание поддержки школам с низкими результатами.

Так, согласно данным Министерства просвещения по итогам проведенной оценки в 2023 году среди четвертых классов, среднереспубликанское значение составило 16,87 балла из максимальных 30 баллов.

При этом наибольшую оценку среди 20 регионов показали учащиеся из Карагандинской области – 19,31 балла, наименьшую из Атырауской области – 14,47 балла. То есть результаты достижений обучающихся в начальной школе очень низкие.

«В целом по результатам оценки выявлено, что ученики испытывают трудности при выполнении более сложных заданий, требующие глубокого понимания, и данная проблема носит «хронический» характер. Более того, отмечается разрыв в достижениях обучающихся как между регионами (малокомплектные и полнокомплектные школы, гимназии, лицеи и др.), так и в разрезе город-село внутри региона», – констатируют исследователи. 

Они дополнили, что достижения обучающихся девятых классов также показали низкие результаты, и среднереспубликанское значение составило 36,8 балла из 75 возможных.

«К примеру, в Карагандинской области, которая показала наиболее высокие результаты среди четвертых классов, итоговый средний балл среди девятых классов составил 40,28 балла. При этом в Атырауской области средний балл составил 31,96. Таким образом, результаты среди четвертых и девятых классов коррелируются между собой, и понятно, что пробелы в обучении в начальных классах не исчезают, а нарастают и переходят в старшие классы», – поделились своими выводами эксперты. 

По их мнению, в целом вопрос повышения качества образования в Казахстане требует кардинальных и действенных реформ, а результаты SPI, опроса БНС АСПР и ежегодного мониторинга оценки достижений обучающихся должны стать основой для выявления актуальных проблем.