фото: пресс-служба
Национальная Ассоциация «Денсаулык» совместно с РОО «Национальная Лига потребителей» и коммерческим проектом Report Kontrafakt провели обзорный анализ отечественного рынка на присутствие контрафактной продукции, сообщает Standard.kz.
«Сегодня рынок Казахстана наводнен некачественными, а порой и опасными для здоровья товарами. Как правило, это контрафактная продукция. На фоне роста цен на продукты и товары, включая как продукты питания, так и товары повседневного потребления, наблюдается рост спроса на такую продукцию из-за низкой цены. Помимо вреда здоровью населения, контрафактная продукция наносит колоссальный ущерб экономике страны.
По данным Национальной палаты предпринимателей Казахстана, в период с 2018 по 2021 годы в страну было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10%.
Принимая все это во внимание, мы вышли с инициативой провести обзорный анализ рынка на присутствие контрафактной продукции. Нас поддержали РОО «Национальная Лига потребителей» и коммерческий проект Report Kontrafakt. Наши эксперты провели огромную работу, и сегодня мы представляем широкой общественности результаты нашего исследования», - заявила Бахыт Туменова, врач и глава Национальной Ассоциация «Денсаулык».
Лекарственные средства и контрацептивы
За оборотом лекарственных средств на территории РК ведется постоянный контроль, однако на рынке есть продукция, которая проходит мимо надзора государственных органов. Это лекарственные средства из Китая, которые продаются не в аптеках, а в китайских лавках, торговых центрах, интернет-магазинах и базарах. В каждом городе Казахстана есть десятки точек продаж подобной продукции. К примеру, только на Зеленом базаре города Алматы есть четыре торговые точки по продаже китайских лекарственных средств. А если говорить о более крупных рынках, таких как Ялян, Байсат и Алтын Орда, то в оптовые дни там появляются от пяти до 10 мобильных торговых точек. Но проблема состоит в том, что
установить качество и безопасность попавших в страну нелегальным путем препаратов невозможно, поскольку потребитель не может напрямую обратиться в специализированные лаборатории и органы СЭС, так как, согласно действующим правилам, госорган может отреагировать только по факту отравления или побочных действий препарата. Для этого потребитель должен обратиться в больницу и получить «желтую карточку».
Барьерные контрацептивы или презервативы — это не только противозачаточные средства, но и основной метод защиты от заболеваний, передаваемых половым путем. К примеру, средняя цена презервативов таких брендов, как Durex и Contex составляет 1500 и 900 тенге за упаковку соответственно.
Однако на рынках и «магазинах у дома» их можно приобрести по ценам гораздо ниже оригинальных, за 250–400 тенге за упаковку подделки. Такие презервативы реализуются во всех регионах Казахстана. В Алматы их продают на трех рынках - Ялян, Барыс и Байсат, с несколькими торговыми точками в каждом, на которых активно предлагают презервативы оптом мелким предпринимателям, которые в свою очередь будут предлагать их в «магазинах у дома».
Насколько они безопасны для использования? Чтобы ответить на данный вопрос, мы отобрали и сдали на исследование в аккредитованную лабораторию следующие контрацептивы: Durex (три образца), Contex (один образец), Гусарские (один образец), а также три образца презервативов малоизвестных производителей.
Испытания проводились на соответствие показателей: условная прочность при растяжении, относительное удлинение при разрыве, герметичность. Все образцы не соответствовали нормам.
По данным Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, в стране 15% супружеских пар бездетны. Поэтому многие вынуждены обращаться в центры ЭКО. Одной из главных причин бесплодия являются инфекции, передаваемые половым путем и последствия абортов. Каждая шестая беременность в стране заканчивается абортом.
Основная причина нежелательной беременности заключается в использовании неэффективных средств контрацепции. При такой ситуации с репродуктивным здоровьем у нас рынки полны контрацептивами без сертификатов соответствия международным стандартам и качеству. Также остро стоит вопрос об осведомленности молодежи о методах контрацепции и последствиях болезней, передаваемых половым путем.
Напитки и конфеты, имитирующие известные бренды
Пищевые продукты и напитки в больших количествах попадают на наши рынки из соседнего Узбекистана и чаще всего нелегально, не подвергаясь при этом никаким исследованиям.
В одном из таких напитков, заявленном производителем как «чайный напиток со вкусом персика» с трубочкой внутри бутылки, по результатам исследований обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП), употребление такой продукции может вызвать пищевые отравления.
Среди казахстанских «производителей» также есть недобросовестные лица, которых не беспокоит качество их продукции. К примеру, в продаже был найден один интересный экземпляр – лимонад «Буратино» в бутылках из-под пива «Кружка свежего».
Данные бутылки имеют характерные особенности, которые вряд ли бы стали в точности подделывать нерадивые предприниматели. Поэтому остается один вариант – пустые бутылки были специально собраны, возможно, даже на мусорных полигонах. Крышки также вторичного использования. Производителем указан Бурненский завод безалкогольных напитков, которого в природе не существует.
На рынке также в широком ассортименте представлены конфеты, имитирующие известные бренды. При этом в названии изменены одна или несколько букв, что вполне достаточно, чтобы покупатель в спешке не заметил разницы. К примеру, были сданы в лабораторию образцы конфет Fiberello, в которых также обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП, колиформы) и превышены допустимые нормы дрожжей, что свидетельствует о нарушении правил изготовления и хранения.
Присутствие дрожжей в пищевом продукте свыше нормы может способствовать накоплению в организме токсичных веществ и вызвать дисбактериоз, нарушение обмена веществ, расстройство функций желудочно-кишечного тракта.
На упаковке таких продуктов указанный адрес компании производителя часто расположен в Узбекистане, но по указанным адресам не находится никаких производств. Следовательно, такие конфеты производятся кустарным способом. Встретить подобные конфеты можно на продуктовых рынках крупных городов страны. В Павлодаре и Семее их продают в таких крупных торговых объектах, как рынок Асыл и ТД Олжа (Павлодар) и рынки Смокк, Жансая, Мереке+ и Аксункар (Семей).
«Рост подделок приобрел невиданные масштабы. Вся контрафактная продукция, которую мы выявили в ходе анализа рынка, имеет неизвестное происхождение, не соответствует требованиям по маркировке, на упаковках отсутствует информация о производителе, нет описания состава продукта.
Пример «чайного напитка со вкусом персика», лимонада в бутылках из-под пива «Кружка свежего», конфет, имитирующих известные бренды - прямое доказательство того, что контроль полностью отсутствует. Ни поступлением контрафакта, ни его выявлением никто не занимается. И одна из главных причин - это мораторий на проверку бизнеса. Запрет поставил честных производителей и нарушителей законов в равные, но несправедливые условия. Предприниматели, выпускающие качественную и полезную продукцию, более дорогую по себестоимости, проигрывают нечистым на руку дельцам, которые стараются снизить затраты на производство и заработать больше, предлагая некачественный и даже опасный для жизни товар», — отметила Светлана Романовская, президент РОО «Национальной Лиги потребителей».
Никотинсодержащие изделия
Некурительные табачные изделия «снюс» официально запрещены для ввоза, производства, реализации и распространения на территории Казахстана постановлением от 12 декабря 2019 года Главного санитарного врача Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК. Но несмотря на это, снюсы реализуются через мессенджер Telegram. Было выявлено более 60 предложений по продаже снюсов, где обычно продавцы предлагали отправить товар через курьеров или такси. Также снюсы можно приобрести и на рынках, в специализированных магазинах и «магазинах у дома». В Алматы, Шымкенте и Семее были выявлены торговые точки, в которых снюсы не были выставлены в открытую, но по отдельному запросу продавцы вытаскивали их из-под прилавка.
Одноразовые вейпы - очень популярный товар среди молодежи и школьников Казахстана. Помимо специализированных магазинов их можно приобрести чуть ли не в любом «магазине у дома». Товар не скрывают, он стоит на прилавках в открытом доступе.
Хотя вейпы уже в 2020 году приравнены к сигаретам и на них распространяются все ограничительные меры (запрет на выкладку, запрет на продажу лицам до 21 года, соответствующая упаковка), исполнение закона остается неудовлетворительным.
Помимо этого, отсутствие технического регламента осложняет проверку данной продукции на безопасность и другие технические параметры.
Также на рынке появились так называемые витаминные вейпы. Они представляют собой одноразовые вейпы, в которых вместо никотина добавлена жидкость с витаминами и другими так называемыми полезными веществами, как заявляют производители. И якобы при постоянном использовании этих вейпов можно получить гораздо большую дозу того или иного витамина и быстро восполнить дефицит. В продаже имеются различные варианты: с витаминами C, B12, с мелатонином для быстрого засыпания, с кофеином для повышения энергии и др. Но, как выяснилось, достоверных заключений уполномоченных государственных и научных органов о пользе подобных устройств нет.
При такой ситуации в стране с вейпами нужно жестко контролировать поступающий на рынок импорт никотинсодержащей продукции, запрещать продажу товаров без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции. А также необходимо ускорить разработку технического регламента на альтернативную никотинсодержащую продукцию и наконец-то навести порядок с вейпами в стране.
Алкогольная продукция
Систематическое употребление алкоголя само по себе несет значительный вред организму человека. Однако употребление поддельного алкоголя может нести угрозу жизни.
Поддельный алкоголь в Казахстане свободно реализуется через интернет-магазины и «магазины у дома». Одним из способов изготовления поддельного алкоголя является кустарный способ, когда в качестве тары используются оригинальные бутылки, уже бывшие в употреблении. После розлива неизвестной жидкости на бутылки наклеивают поддельные акцизные марки. Обычно пустые бутылки выкупаются из ресторанов, кафе, и также высока вероятность того, что данные бутылки могут собирать на крупных свалках и мусорных полигонах.
К примеру, сотрудники мусорного полигона в селе Ават Алматинской области сообщили, что занимаются сбором стеклянных бутылок из-под алкогольной продукции известных брендов для последующей перепродажи. На момент визита экспертов они подготавливали тару из-под алкоголя брендов Qulan, Родная степь, Absolut, Казахстанский коньяк и др.
По результатам лабораторных исследований, подавляющее большинство поддельного алкоголя не соответствует установленным нормам и требованиям.
Летальных исходов от употребления некачественного алкоголя с каждым годом становится все больше. В связи с удорожанием спиртных напитков спрос на контрафакт в стране только растет. В Казахстане после отравлений алкоголем и тяжелейших интоксикаций каждый месяц умирает до 30 человек.
Это лишь малая часть того, что удалось нам проанализировать. Но на рынке еще много продуктов и товаров сомнительного характера. Проблема усугубляется тем, что если где-то лаборатории отказываются принимать продукты на проверку из-за невозможности их идентификации и отсутствия стандартов, то где-то не выполняются требования закона (снюсы и др.) и отсутствует регулирование товаров (например, регламент на никотинсодержащие изделия).
Не стоит забывать, что без регулирования контрафакта угроза здоровью населения будет только расти. Поэтому формирование здорового образа жизни, усиление пропаганды потребления здоровых продуктов питания, профилактики поведенческих факторов риска (табакокурение, алкоголь, малоподвижный образ жизни) через концепцию снижения вреда, улучшение репродуктивного здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия будут способствовать укреплению здоровья нации.
Все фото предоставлены пресс-службами Национальной Ассоциации «Денсаулык» и РОО «Национальная Лига потребителей»
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через