фото: Иллюстративное фото: freepik.com
В настоящее время в Казахстане насчитывается более 4000 детей, которые находятся в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти цифры не статичные, они меняются, так как общество — это живой организм, где каждый день происходят те или иные ситуации.
Как же казахстанцы помогают детям из детдомов? Об этом порталу Standard.kz рассказала Фарида Сағындық, председатель ОО “Попечительский совет организаций образования “QOLDAU”, член Координационного совета при Уполномоченном по правам человека РК, участник Национального превентивного механизма (НПМ), член Общественного совета Министерства просвещения РК, председатель Попечительского совета детского дома в Астане.
- Фарида, по каким причинам дети оказываются в детских домах?
- К сожалению, в реалиях нашего времени немало детей и подростков, которые попадают в различные трудные жизненные ситуации, нарушающие привычный для них образ жизни, где они не могут самостоятельно или с помощью семьи преодолеть данные обстоятельства.
Основными причинами появления категории «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», при которых государство берет на себя обязательство являются:
- сиротство,
- отсутствие родительского попечения,
- безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение,
- нахождение несовершеннолетних в специальных организациях образования, жестокое обращение.
- Как же в нашей стране помогают таким детям?
- Дети и подростки в интернатных учреждениях не должны оставаться один на один со своими «недетскими» проблемами. Да, они обеспечены государством, номинально имеют все необходимое для жизнедеятельности в стенах интернатного учреждения - одеты, накормлены, получают образование, живут в режимном порядке, к ним приезжают спонсоры, меценаты одаривают подарками и уезжают.
Но не всегда в подобных организациях, особенно если это подросток, можно найти родственную душу, с кем можно поделиться своими невзгодами, спросить совета, рассказать про первую любовь и т.д., им не хватает самого главного – любви, открытого, тёплого человеческого общения.
Каждому из них в этот период жизни нужен человек, который поддержит, направит, поделится своим жизненным опытом. Для ребёнка из интернатного учреждения таким человеком может стать наставник, в том числе и в лице Попечительского совета этого учреждения.
Сегодня во всех организациях образования созданы попечительские советы, в том числе и в организациях образования, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Главная задача попечительского совета – это общественный контроль за соблюдением прав и интересов детей, пребывающих в организациях образования, повышение эффективности и прозрачности деятельности организаций образования, содействие их развитию.
- Что такое наставничество и как оно реализуется в Казахстане?
- Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Значимую роль в формировании системы наставничества через институт попечительских советов играет корпоративное наставничество, предполагающее интеграцию усилий представителей различных сфер и общественных институтов для достижения и реализации поставленных задач в отношении детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Интеграция здесь понимается как укрепление, восполнение целостности, процесс взаимодействия в решении задач, сближение соратников, делающих одно дело, движение навстречу друг другу.
Организация работы попечительского совета в целом направлена на жизнедеятельность организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация системы наставничества через попечительские советы способствует расширению возможностей детей в получении качественного образования, полноценного развития, успешной социализации, интеграции в общество.
- В чем заключается роль попечительского совета в реализации системы наставничества в организациях образования для детей-сирот?
- Особенность жизни детей в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, носит полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, ограничение свободы и принятия решения затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни.
Выпускники таких учреждений чаще своих сверстников из семей оказываются участниками или жертвами преступлений, обмана, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семьи. Это обусловлено особенностью психического развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их отрицательного социального опыта.
Мир, в который должен войти молодой человек, изменчив, предугадать, смоделировать все ситуации, которые будут встречаться на жизненном пути, довольно сложно.
Очевидно, что пока существуют различные типы организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет необходимость в оказании помощи детям и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во включении молодых людей в общество и предоставлении им возможности овладеть социальными ролями.
В качестве заключения и обобщения всего вышеизложенного можно с уверенностью отметить неоценимую роль попечительского совета в реализации системы наставничества в организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Активность и вовлеченность граждан является первостепенным условием эффективной деятельности попечительского совета той или иной организации.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через