фото: Петр Ковалев/ТАСС
В последнее время активизировалась деятельность мошенников, оформляющих фиктивные займы. О том, какие меры принимаются государством для борьбы с подобными преступлениями и как рядовым казахстанцам не стать жертвой кредитных аферистов, рассказал на брифинге Региональной службы коммуникаций Алматы директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на РСК.
По его словам, АРРФР, государственные и правоохранительные органы уделяют особое внимание вопросу финансового мошенничества. Реализуется комплекс совместных мероприятий, в рамках которого принимаются скоординированные действия по противодействию финансовому мошенничеству.
«С каждым годом методы финансовых мошенников становятся все более изощренными. Злоумышленники используют для обмана граждан современные методы социальной инженерии и IT-технологии. Мы должны действовать вместе и построить надежный заслон против мошенников», - сказал Александр Терентьев.
Он отметил, что в целях защиты потребителей финансовых услуг в апреле 2023 года правительством РК утверждена Дорожная карта по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству, направленная на усиление и ужесточение регулирования в сфере связи, платежей и переводов денег.
Ответственными исполнителями Дорожной карты определены Национальный банк, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, правоохранительные органы и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
В рамках Дорожной карты предусмотрено 15 основных мероприятий:
- в 2024 году планируется создание на базе Казахстанского центра межбанковских платежей Национального банка единой базы Антифрод-центра для финансового рынка, которая обеспечит сбор данных по мошенническим операциям;
- установление требований и ужесточение ответственности к операторам связи по наличию антифрод-системы;
- усиление требований к кибербезопасности мобильных приложений финансовых организаций;
- установление требований к кредитным бюро по наличию онлайн-системы выявления кредитного мошенничества, мнимого шопинга или иной незаконной деятельности;
- закрепление права физического лица на установление добровольного отказа от получения банковских займов и микрокредитов.
«Хотел бы более детально остановиться на данном компоненте, который представляет возможность гражданам установить добровольный отказ от получения кредитов, то есть способ оповещения кредиторов о нежелании оформлять кредит, а также запрета на предоставление вашей кредитной истории», - сообщил спикер.
По его словам, с 11 февраля 2023 года принята поправка о праве физического лица установить либо снять добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов через веб-портал Электронного правительства, то есть данная мера приобрела законный характер.
В июле 2023 года между Агентством, АФК и 18 банками подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве касательно защиты прав и интересов граждан.
Целью Меморандума является защита прав и интересов граждан путем принятия мер по противодействию мошенничеству на финансовом рынке, разработки механизма возмещения ущерба клиентам, пострадавшим от действий интернет-мошенников, а также урегулированию задолженности, возникшей при оформлении на граждан кредитов мошенническим способом. Требования Меморандума не распространяются на случаи совершения операций клиентом лично и (или) при его личном присутствии в помещениях банка.
Услуга «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов» доступна на сайте Е-Gov и в приложении Е-Gov mobile.
Для того чтобы воспользоваться данной услугой, необходимо:
- зайти на сайт egov.kz либо приложение Е-Gov mobile с помощью ЭЦП, логина/пароля;
- на главной странице сайта выбрать раздел «СЕРВИСЫ» - «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на шесть месяцев» - «Заказать услуги онлайн;
- далее необходимо заполнить все обязательные поля и подписать заявку посредством вашей ЭЦП.
Услуга «Стоп кредит» – сервис, позволяющий физическому лицу ограничить доступ к своему кредитному отчету для финансовых организаций. Следовательно, они не смогут одобрить мошеннический кредит на ваше имя.
«В связи с этим хочу сказать, что если в онлайн-банкинге заметили подозрительное пополнение/оформление кредита, то не переводите эти средства. Все вопросы нужно решать через банк или правоохранительные органы. Хочу коротко сказать о неосновательном обогащении: согласно статье 953 Гражданского кодекса тот, кто приобрел имущество за счет другого лица без установленных законодательством или сделкой оснований, обязан вернуть последнему такое имущество», - пояснил Александр Терентьев.
Он дополнил, что стать жертвой финансовых мошенников может любой человек, вне зависимости от образования, сферы работы, статуса. Но чаще всего на уловки финансовых мошенников попадаются неподготовленные к цифровому миру люди старшего поколения. И это неслучайно, поскольку пожилые граждане доверчивы и легко поддаются внушению со стороны.
«Злоумышленники могут позвонить к пенсионерам и, представляясь работниками банка, сообщить, к примеру, что с их карточки кто-то пытается вывести средства. Мошенники убеждают о необходимости перевести деньги на безопасный счет. Следом они уточняют, умеет ли пожилой человек пользоваться интернетом или мобильном банкингом, дают инструкции, как перевести дистанционно свои пенсионные деньги, предлагают скачать то или иное приложение на телефон, либо же советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат. При этом мошенники торопят и давят эмоционально», - привел пример спикер.
Как уберечь людей преклонного возраста от мошенников:
- объясните пожилым людям, что не нужно безоговорочно верить незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка, социальных служб, правоохранительных органов;
- если звонящие к вам обращаются по имени и отчеству и знают ваш адрес проживания, это не означает, что эти люди являются официальными лицами. Все необходимые данные можно получить разными способами, они могут находиться в открытом доступе, в интернете;
- обязательно спрашивайте Ф.И.О и должность сотрудника и, чтобы это перепроверить, позвоните в Call-центр организации, от которой звонит якобы их представитель;
- если на телефоне высвечивается номер близкого человека, но его плохо слышно, и он сообщает, что попал в беду, просит перевести ему деньги, завершите разговор и перезвоните ему сами;
- никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, полные реквизиты банковской карты, включая срок действия карты, CVC/CVV-код, а также кодовое слово и остаток денежных средств;
- запомните: банковские сотрудники, операторы Call-центров финансовых организаций, представители правоохранительных органов никогда не будут спрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам.
Также спикер отметил, что служба безопасности не звонит клиентам. Все вопросы, касающиеся безопасности, решаются в центральном офисе банка. В борьбе с мошенничеством банки постоянно улучшают правила и алгоритмы безопасности, чтобы обеспечивать безопасность денежных средств клиентов. Это включает в себя разнообразные меры, такие как многоуровневая аутентификация, мониторинг подозрительной активности, защита от вредоносного программного обеспечения и шифрование данных.
Если же вы все-таки раскрыли информацию о своих персональных данных, то нужно срочно заблокировать свою карту и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, аккаунтов в соцсетях. И непременно обратитесь в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карточку банк заблокирует и перевыпустит новую.
«В первую очередь ваша безопасность в ваших руках. Соблюдайте финансовую гигиену и самодисциплину», - подытожил Александр Терентьев.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через