https://pedsovet.org/article/kak-sformirovat-u-doskolnikov-osoznannoe-otnosenie-k-zdorovu
Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ-установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Как говорить с детьми, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью с раннего детства, рассказывает Елена Федоренко, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).
«Нездоровые» представления
В обыденном сознании понятие здоровья лишено психологического смысла: здоровый человек представляется как тот, кто лишен физических дефектов, практически человек без свойств. Теоретически это можно объяснить тем, что в течение долгого времени исследователи сосредотачивали внимание на аномалиях, отклонениях от нормы, а также на явлениях, угрожающих обществу, — такого рода феномены легче идентифицировать как выступающие из «фона». И типичные представления о здоровье укоренились в обществе, что наглядно демонстрирует народная мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух», «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «Без болезни и здоровью не рад», «Здоров, как бык, и не знаю, как быть».
Из поколения в поколение социум воспроизводит традиционное представление о том, что здоровье, с одной стороны, это альтернатива болезни, а с другой — хорошая физическая форма: острое зрение, правильная осанка, слаженная работа внутренних органов и отсутствие соматических заболеваний. Здоровье не воспринимается отдельно от болезни и не существует как самостоятельное явление в представлении человека. Кроме того, о здоровье часто говорят как о ресурсе, единожды данном и требующем охраны, сбережения от посягательств внешней среды. Соответственно, окружающий мир рассматривается как угроза, претендующая на здоровье человека.
Однако это понятие гораздо шире, чем просто отсутствие болезней и физических дефектов. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Такое определение было дано Всемирной организацией здравоохранения и используется в профессиональных кругах.
Целостной характеристикой здоровья выступает способность человека эффективно и осознанно управлять своими ресурсами. Здоровая личность — это не раз и навсегда сложившаяся система, а скорее процесс непрерывных изменений.
Экономика здоровья
Крепкое здоровье — основа продуктивности и эффективности. Например, Карл Маркс придавал здоровью такие ключевые экономические свойства, как способность к физическому и интеллектуальному труду, способность обучаться и развиваться.
Однако многочисленные исследования поведения взрослых в различных регионах России показывают, что наши современники не относят здоровье к числу приоритетов и готовы пожертвовать им ради достижения материальных благ или социальных выгод.
Из-за того что здоровье ценится меньше, чем достижения в других областях, требования взрослых к учебным результатам детей растут. Но часто эти притязания не адекватны с точки зрения возраста и индивидуальных возможностей ребенка. При таком восприятии здоровье часто выступает предметом торга, а отношения напоминают экономические: один ресурс непременно является платой за другой, более важный в данный момент времени.
Получается, что идея о том, что здоровье детей может быть платой, например, за обучение и развитие, негласно принимается обществом и субъектами образования в частности. По этой причине пути развития и сохранения здоровья в контексте возраста, профессиональной деятельности, достижения значимых социальных результатов, обозначены неудовлетворительно.
Дети и здоровье
Понимание здоровья у детей формируется по мере взросления и осознания себя. В дошкольном возрасте они узнают, что такое болезнь, на личном опыте или наблюдая симптомы у близких.
Малыши могут рассказать, как они болели и почему (как правило, они называют внешние факторы): «Был холодный ветер, было скользко, и я упал». Чуть позднее дети начинают связывать причину болезни с собственными действиями, например: «Я не мыла руки, поэтому заболел живот». А их высказывания про то, что нужно делать, чтобы быть здоровым, относятся скорее к профилактике болезни, чем к активному здоровому образу жизни: «Не пить холодного, тепло одеваться, не кричать, когда на улице холодно».
Самостоятельно в полной мере осмыслить здоровье дети в раннем возрасте не могут, так как опыт его переживания, в отличие от болезни, не воспринимается по-особенному. Поэтому помочь малышам составить правильное представление о здоровье как отдельном от болезни явлении — это задача взрослых.
Как говорить с детьми о здоровье
Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым, помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.
Рассказывая о здоровье, сосредоточьте внимание детей на понятных им вещах, которые можно почувствовать, увидеть, сравнить и попробовать. Например, начинайте обсуждение с того, что значит, если человек здоров, какой он, как выглядит, что делает, чувствует, какое у него настроение. Обсудите, чему требуется научиться, чтобы быть здоровым.
Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей. И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни. Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость.
Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы. | Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким. |
Как рассказать про болезнь
Болезнь для ребенка более осязаема, чем здоровье, так как малыш еще не может в полной мере понять, обобщить и выделить его значимые составляющие. Когда он фиксирует, что такое недуг и учится определять его симптомы, следует помочь ему понять, как его поведение связано с неприятными симптомами, в чем его ответственность за неприятное состояние.
Недуг правильно обсуждать как отдельную категорию и отдельный временный эпизод жизни ребенка. Во время болезни ребенок приобретает разнообразный опыт отношения с родителями и врачами, переживает неприятные процедуры. Потом малыш превращает эти впечатления в игру, инициативно обсуждает со взрослыми, и в этом его нужно поддержать, чтобы опыт усвоился в полной мере. Основная задача взрослых — помочь пережить и осмыслить заболевание.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через