Как оформить добровольный отказ от кредитов: пошаговая инструкция

Как оформить добровольный отказ от кредитов: пошаговая инструкция
фото: © РИА Новости / Алексей Сухоруков

Как известно, еще в начале текущего года в Казахстане с целью снижения количества финансовых преступлений разработали специальный механизм защиты, в рамках которого каждый гражданин может самостоятельно вводить запрет на получение новых кредитов. Однако до сих пор не все понимают, как правильно это сделать. Пошаговую инструкцию для казахстанцев, решивших обезопасить себя от незапланированных займов, разработали специалисты Fingramota.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Как отмечают авторы инструкции, самозапрет на выдачу займов («Стоп кредит» или «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6шесть месяцев») – это добровольный отказ человека от получения новых кредитов в банках и микрофинансовых организациях (МФО).

«Установить такой запрет может только сам заемщик. Когда используется данная опция, в кредитной истории заемщика появляется отметка о том, что он решил временно отказаться от получения кредитов. Кредитная организация, запрашивая данные от кредитных бюро, видит такую отметку об ограничении и автоматически принимает решение не выдавать заем клиенту. При этом ограничение не касается ломбардов, а также других организаций, которые не оценивают кредитную историю своих клиентов», – пояснили специалисты.

При этом они подчеркнули, что если после установления самостоятельного запрета на оформление кредитов на имя человека оформляется заем без его ведома, задолженность автоматически аннулируется. 

Как воспользоваться услугой «Стоп кредит»

«Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на шесть месяцев» является защитой от кредитных мошенников и доступен на сайте egov.kz и в приложении е-GOV mobile. В данный сервис будут вноситься изменения согласно предложениям граждан.

Для того чтобы воспользоваться услугой через компьютер, необходимо:

  • зайти на сайт egov.kz с помощью ЭЦП, используя свои логин и пароль;
  • на главной странице сайта выбрать раздел «Сервисы» - «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на шесть месяцев» - «Заказать услугу онлайн»;
  • заполнить все обязательные поля и подписать заявку посредством ЭЦП.

С телефона также можно подключить данную услугу:

  • зайдите в приложение е-GOV mobile посредством ЭЦП, короткого кода или Face ID/Touch ID;
  • перейдите в раздел «Услуги», далее необходимо выбрать «Налоги и финансы»;
  • в меню нужно выбрать раздел «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на шесть месяцев»;
  • подпишите свое согласие на оформление услуги с помощью ЭЦП-ключа.

Стоит отметить, что услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на шесть месяцев» можно отключить в любое время. 

И, что особенно важно – нельзя ни в коем случае передавать свой ЭЦП-ключ посторонним людям!

Также специалисты Fingramota.kz просят казахстанцев придерживаться простых мер безопасности, которые помогут не попасться в ловушку финансовых мошенников:  

  • не сообщайте SMS-код для подтверждения совершаемой операции (платежи, перевод и т.д.);
  • не сообщайте пароли от своего личного кабинета в интернет-банкинге;
  • не сообщайте CVV/CVC-коды на обратной стороне вашей банковской карты;
  • не устанавливайте сторонние мобильные приложения, в том числе приложения удаленного доступа к устройствам;
  • используйте уникальные и сложные пароли для финансовых аккаунтов;
  • включите двухфакторную аутентификацию для дополнительной защиты;
  • будьте осторожны при открывании вложений в электронной почте, особенно если они приходят от незнакомых отправителей;
  • избегайте посещения подозрительных интернет-ресурсов (сайтов);
  • не осуществляйте банковские операции через общественный WI-FI.

«Если же вы все-таки раскрыли информацию о своих персональных данных, либо ваши данные в результате утечки оказались у третьих лиц, то нужно срочно заблокировать свои карты и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, аккаунтов в соцсетях. И непременно обратитесь в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карточку банк заблокирует и перевыпустит новую», – рекомендуют специалисты.