Единую саморегулируемую организацию (СРО) в сфере такси планируется создать в Казахстане до конца 2021 года. Нелегальных перевозчиков на «светлую сторону» будут привлекать с помощью привилегий, которые даст обязательное членство в СРО. С теми, кто не захочет работать легально, организация будет бороться, подключая госорганы.
Государство сейчас ищет возможность передать свои функции в области пассажирских перевозок в руки самих перевозчиков. В госорганах не хватает людей, чтобы прописывать стандарты и контролировать их исполнение перевозчиками.
Отсутствие должного контроля – одна из причин, почему в сфере перевозок накопилось множество проблем: нелегальные участники, низкое качество услуг, крайне высокая угроза жизни и здоровью пассажиров во время движения.
От государственного к частному
Чиновники считают, что выходом из ситуации станет создание саморегулируемой организации, которая объединит перевозчиков всего Казахстана. Членство в СРО будет обязательным, как и денежные взносы, на которые будет существовать организация. Управлять СРО будут сами предприниматели, они же будут для себя прописывать стандарты, контролировать своих участников. Государству, по сути, нужно будет следить только за СРО.
Пока не решен «количественный» вопрос, сколько СРО в сфере перевозок будет создано. Либо две самостоятельных – отдельно для автобусников, отдельно для таксистов, либо «одна на двоих». Структуру пропишут осенью, а к концу года уже должна будет (или должны будут) появиться СРО в этой отрасли.
Передача части функций от государства единой отраслевой организации поможет сделать рынок более цивилизованным, полагает глава Республиканской ассоциации службы такси Медет Курманов.
«Сегодня функции по организации рынка, соблюдению правил и контролю находятся у государства. Ни одна из перечисленных функций не выполняется. Рынок не организован, он самоорганизован. Поэтому хуже (после создания СРО. – «Курсив») точно не будет», – считает Курманов.
У членов организации будут «бонусы». Например, они смогут передвигаться по полосам для общественного транспорта, ожидать клиентов на специализированных стоянках, выполнять заказы акиматов, гарантированные договорами.
«По привилегиям это обслуживание корпоративных клиентов, специальная цена на покупку автомобилей, топлива, запасных частей, консультации, налаживание бизнес-процессов, рекрутинг водителей, защита и продвижение интересов такси», – перечисляет Курманов.
Заманивают пряниками
Опыт объединения таксистов уже апробирован в столице, где в 2018 году несколько компаний создали добровольную СРО. Участники организации приняли стандарты и правила работы легального извоза. В частности, был создан единый эскиз такси для всех таксомоторных компаний, которые сейчас работают под зонтичным брендом Astana Taxi.
«И сразу стало видно на улице, кто официальный перевозчик, а кто нелегальный», – отметил Курманов.
Кроме того, членам СРО удалось заключить долгосрочный договор на перевозку сотрудников столичного акимата, который отказался от собственных машин в пользу получения услуг у Astana Taxi. Это позволило компаниям планировать свои доходы и закупить новые автомобили.
«Плюс было открыто льготное кредитование, организованы специальные стоянки для всех машин Astana Taxi и медиаподдержка в средствах массовой информации», – добавил Курманов.
Также СРО договорилась с акиматом Нур-Султана о предоставлении права проезда по автобусным полосам.
«Те частники, которые занимаются нелегальным извозом, видят, что Astana Taxi ездит по автобусным полосам. Если частник хочет – подключись к системе, оформи автострахование (ответственности перед пассажирами. – «Курсив»), и ты будешь ездить. Получишь доступ к транспортной инфраструктуре», – сказал он.
Руководитель ТОО «Astana Taxi» Олег Фатюхин говорит, что столичные участники ассоциации служб такси могут ремонтировать машины, покупать масла и расходники по более низким ценам, чем на розничном рынке.
«Мы, например, закупаем качественное масло у производителя по оптовой цене, и все парковые машины, в том числе машины, которые примкнули к этому парку, имеют доступ к этому ресурсу. У нас есть кузовной ремонт, покрасочная камера, мастера, которые ремонтируют ходовую часть, двигатели, проводят техобслуживание. Сделать это у нас гораздо дешевле, чем ехать в коммерческие сервисы, и всем этим они (члены ассоциации. – «Курсив») пользуются. Это наши базы, это наши сотрудники, которые получают заработную плату, соответственно, там нет коммерческой составляющей», – сказал Фатюхин.
Он добавил, что работа таксистов в единой СРО будет выгодной для них самих, поскольку они смогут прогнозировать замену автомобиля на новый через определенный период.
Для новых членов СРО предложит мобильное приложение Astana Taxi, оставив возможность использовать другие агрегаторы.
«Хотят – могут работать через нас. Не хотят, пусть работают, где выгодно и где хотят. Для собственной безопасности мы будем развивать собственный продукт, потому что зависеть от иностранных платформ (небезопасно. – «Курсив») – мало ли что в будущем будет», – сказал Курманов.
По оценке Курманова, годовая емкость казахстанского рынка такси составляет 120 млрд тенге, при этом 70% приходится на три мегаполиса – Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Всего в этой отрасли работают 60 тыс. таксистов. В компании – агрегаторе такси DiDi считают, что на рынке работает 150 тыс. таксистов.
Курманов оценивает столичный рынок такси в шесть тысяч машин, из которых только 1500 (18 ТОО и ИП) работают «вбелую». Такие привилегии, как возможность проезда по автобусным полосам, привлекают нелегалов, поэтому доля легальных перевозчиков постепенно вырастет. По его прогнозам, после передачи функций СРО половина всех таксистов может «перейти на светлую сторону».
Кнуты наизготове
С теми же, кто не захочет перейти на «светлую сторону» добровольно, СРО будет бороться, привлекая госорганы. Чтобы вычислить нелегалов, будут организовываться совместные рейды с представителями Комитета административной полиции, Комитета государственных доходов и других структур.
«В первую очередь надо привлекать преимуществами, а потом уже потихоньку гайки закручивать, говорить людям, что это нелегальный бизнес», – считает Курманов.
В качестве примера совместной работы он приводит опыт коллег из Ассоциации «Службы такси Западно-Казахстанской области», которые делают пробные заказы такси в присутствии налоговиков. Кроме того, отмечает Курманов, при заказе такси с помощью мобильных приложений проще доказать сам факт нелегального извоза.
По мнению Курманова, только объединившись таксисты смогут бороться с агрегаторами такси вроде Yandex Go и DiDi, которые самостоятельно устанавливают свою комиссию и тарифы.
«Раз они регулируют тарифы, влезают в экономику перевозок, определяют, кому давать или убирать заказ, значит, комиссия агрегатора должна согласовываться с рынком. Тарифы (стоимость поездки для пассажира. – «Курсив»), которые они сейчас сами устанавливают, тоже должны согласовываться с рынком», – сказал он.
Еще одно предложение Республиканской ассоциации службы такси – обязать агрегаторы регистрировать юридическое лицо в Казахстане и работать по действующему в республике законодательству.
В DiDi полагают, что появление CPO несет как новые возможности, так и определенные риски.
«Создание СРО может потенциально повысить качество услуг для пассажиров. Это может быть выражено, например, в более быстром перемещении по городу с учетом использования автобусных полос, более высоких требованиях к чистоте автомобиля, вежливости водителей и так далее. Тем не менее есть и возможные риски, связанные, например, с тем, что СРО могут брать дополнительные взносы с наших партнеров – таксопарков. Пока нет четкого понимания, для каких целей будут использованы эти средства», – сообщили «Курсиву» в DiDi.
В компании отметили, что приветствуют изменения, которые могут повысить стандарты работы рынка, безопасность пассажиров и водителей. При этом, подчеркнули в DiDi, важно, чтобы были учтены интересы всех участников рынка....
Источник: https://kursiv.kz
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через