Кто-то должен продвигать бизнес-идеи, решая при этом массу сложнейших проблем. Авторы инноваций и авторы стартапов, по их собственным признаниям, сделать этого по многим причинам не могут. Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах сложившейся ситуации с инновационной деятельностью в Казахстане и о проблемах, без решения которых дальнейшая судьба практически всех казахстанских инноваторов всегда будет под вопросом.
Каков он, алгоритм неуспешности?
Модная фраза совсем недавно была в Казахстане: зачем нашей стране свои, допустим, роботы? Нефть продадим, и у Китая что хочешь купим!
Очень известный образ современного технологичного мира – ящерица на раскаленном песке пустыни. Чтобы выжить, нужно только одно – бежать! Кто бы спорил - мир современный очень быстрый и очень жестокий. Ошибок и медлительности в любом деле никому не прощает. Если у вас нет технологий, то вам нечем защищаться – таков современный тренд выживаемости. От личности до государства. Отстал - опоздал - проиграл. Печальный алгоритм неуспешности. Быть успешным можно двумя путями – купить что-нибудь у другого, успешного, или «перенять» (франшиза, бенчмаркинг и т.п.). Или же рождать, развивать и лелеять собственных Кулибиных и Цукербергов.
Где мы? Первое место среди самых ииновационных экономик мира занимает сегодня Южная Корея – у нее индекс инновационности 90. Затем идут Швеция, Германия, Швейцария, Финляндия, Сингапур, Япония, США, Израиль, Франция – с индексом инновационности выше 80 (Источник: BLOOMBERG INNOVATION INDEX). У Китая индекс - 72, у России - 67, у Казахстана – 50. В принципе не все так плохо, на первый взгляд. Но можно ли (с нашими ресурсами, природными, технологически и интеллектуальными) подняться выше? И добиться подобного роста, ежегодного, планомерного и качественного? Безусловно! Нужны только государственно-экономический посыл-импульс, «мода» на инновацию и стартапы, механизмы и процедуры «инновационного» отбора, заинтересованность и поддержка бизнеса.
Присутствуют ли сегодня эти составляющие успешности? И кто они, лидеры инноваций? И как обеспечить им, талантливым и почти всегда молодым, продуктивную деятельность?
«Авторы стартапов» и «стартаперы» - в чем разница? Есть ли стартаперы в казахстанском бизнесе? Конечно, есть. Несмотря на то, что бизнес принято ругать. Особенно казахстанский. Это среди некоторой части наших соотечественников – признак продвинутости, интеллектуального бессребреничества и даже философского склада характера. Да, в Казахстане, действительно, бизнес – это процесс зачастую весьма далекий от «предпринимательской цивилизации». И в ловушку с инновационным технологиями мы попали, когда двадцать лет назад практически разрушили свою науку, вернее ее фундамент. При практическом бездействии государства. А ведь у нас в 80-е годы велись весьма серьезные исследования даже в робототехнике, и уже завод в Капчагае планировалось построить. Но случилось то, что случилось. Поэтому надежда сегодня – на молодежь. Которой нужно всячески помогать. Для будущей отдачи. Молодежь должна быть инновационной! То, что студентам нужно не только давать, но и что-то от них получать (и желательно – действительно ценное), первыми из наших постсоветских соседей поняли в РФ. Очень продуктивная идея – российские вузы начинают принимать в качестве диплома созданный студентом стартап.
В Казахстане есть студенты - авторы стартапов, и их много. Однако в большинстве своем ребята просто не знают особенностей главного процесса – внедрения инновации в жизнь и получение прибыли. В какой-то мере инновационные конкурсы решают эти проблемы, но как добиться массовости, «инновационного вала», другими словами? А защита дипломов–стартапов этот вал в Казахстане и создаст. Естественно, что будет множество вторичных, неоригинальных работ, но будут и «золотые крупинки», будут! Как и лидеры. Выявить, отобрать инновационного лидера из тысяч – это еще полдела. Не секрет, что так называемая воронка инноваций у нашего соседа, в России, пока эффективно не сработала. «Воронка» – это когда в одном месте, допустим, в Сколково, собирают таланты, и они рождают идеи. И пытаются воплотить их в жизнь.
Почему так важно быть инициативным? На государство почти не надеемся – так, наверное, считает сегодня каждый из нас. Неоспоримые ценности для казахстанцев: семья, затем - работа, занятость, трудоустройство. Три последних - главный фактор, который обеспечивает основу для благополучия человека и его семьи, позволяет ему удовлетворить свои профессиональные и социальные потребности и амбиции.
Вот последние данные социологов (они в открытом доступе): почти половина граждан страны (41%) боится остаться без работы. В итоге социологи отмечают, что в стране увеличилось количество граждан, которые берут инициативу в свои руки. Они настроены на решение сложных ситуаций собственными силами и в меньшей степени ожидают помощи от государства. Проекты, инновационные стартапы, да и вообще деятельность, нацеленная на удовлетворение самых простых человеческих потребностей (мировая практика тому ярчайшее свидетельство!), всегда успешны и перспективны. Помогать другим – что может быть проще? И выгодней? Оглянитесь вокруг себя – и вы заметите океан нереализованных идей. Когда «стартап» - состояние души. Вообще-то эти люди, вечно ищущие, изобретающие все - от велосипеда, до наносамовара - были всегда. Только назывались они по-разному – изобретатели, мастера-кудесники, новаторы, инноваторы, рационализаторы и т. п. Суть оставалась неизменной – сделать что-то (или нечто) такое, что в худшем случае – просто улучшит жизнь, а в лучшем – кардинально ее изменит. И вот тут-то уже дела стартапо-новаторские становились не просто «личными», а широко общественными. Главное - что изобрести. И как твое изобретение будут использовать. Можно придумать мобильное приложение для немощных, а можно на его основе – прицел самонаведения для атомной торпеды.
Без пиара нет стартапа! Что самое главное для автора стартапа? И даже опытного «матерого» автора инновационных проектов? Правильно – грамотный пиар! И лучше всего масштабный. Как показывает практика, в Казахстане множество интересных перспективных идей не доходят до стадии разработки проекта только лишь потому, что их авторы, опасаясь «несанкционированного доступа к идеям», а попросту - их кражи, «сидели» на своих задумках, как жадный Гобсек на своем гниющем богатстве. Аксиома: повышение осведомленности общественности о вашей инновационной деятельности – верный путь к инвестициям в эту самую вашу идею. Вот почему информационная пиар-компания в СМИ, проводимая одновременно с национальным отборочным туром Международного конкурса Quality Innovation AWARD - «Премия за качественные инновации" (в частности - опубликование очерка об участнике (инновации) конкурса в газете «Мир Качества» и на портале Standard.kz в рубрике «Инновация: идея, личность, перспективы»; размещение репортажей и видеосюжетов на информационных ресурсах организаторов конкурса и в соцсетях) – это верный шаг в правильном направлении. То, что интересно инноваторам и авторам стартапов. И выгодно!
Сейчас, в 2021 году, у у вас, казахстанские инноваторы и авторы стартапов, вновь появится реальная возможность получить признание на международном инвестиционном уровне. Если вы инноватор-руководитель, то сможете резко повысить уровень инновационной активности персонала в вашей организации, что, естественно, поможет в разработке новых идей и инноваций для реализации в интересах вашего бизнеса. Вы сможете получить и краткий, компетентный письменный отзыв международных авторитетных экспертов о представляемой вами инновации или проекте, что поможет вам в дальнейшем реально уточнить ее значимость и перспективы для дальнейшего развития.
Ну а как вам получение объемной и регулярной информации о лучших инновационных практиках мировых инновационных лидеров и плодотворный обмен международным опытом? И самое главное - вы сможете получить сертификат, выданный международным жюри и подписанный президентом Финляндии. Это ли не убедительное свидетельство высокого признания высоких компетенций, достигнутых участниками Международного конкурса Quality Innovation Award?!
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через