Как изменился казахстанский рынок доставки еды спустя два года экспансии

Как изменился казахстанский рынок доставки еды спустя два года экспансии

Пандемия обеспечила двузначную динамику объемов.
Приход в Казахстан трех крупных международных фуд-агрегаторов вместе с ограничительными эффектами пандемии изменили рынок доставки готовой еды, увеличив его емкость и уровень сервиса. За последние два года объем food-tech-сервисов вырос почти в четыре раза.

Оценки и отчеты

Рынок в сфере цифровых сервисов доставки готовой еды в Казахстане делят между собой четыре крупных участника. Лишь один из них (Chocofood) имеет казахстанские корни и отечественную историю развития. Остальные три – международные инвестиционные проекты (финляндский стартап Wolt, испанская компания Glovo, российский сервис «Яндекс.Еда»), которые практически одновременно приняли решение «зайти» в Казахстан. Kursiv.kz подробно писал об этом летом 2019 года. Кроме фуд-агрегаторов, собственные курьерские службы имеют несколько крупных сетевых кафе и ресторанов (см. инфографику).

О динамике объемов E-commerce в сфере доставки готовой еды можно судить по нескольким каналам информации. Первый – официальный. С 2019 года специалисты Бюро национальной статистики Казахстана начали выпускать сборники «Об электронной коммерции в РК». В документе за 2020 год говорится, что объем оказанных услуг по доставке готовой еды в отчетный период был равен 2,4 млрд тенге. Это на 41% больше, чем в 2019 году (1,7 млрд тенге). Притом 76% этого объема занимает Алматы.

 

Здесь важно учитывать отсутствие единообразной отчетности. Бюро нацстатистики при формировании аналитических сборников используют информацию только от тех респондентов, которые зарегистрированы именно как компании по доставке (согласно соответствующему коду ОКЭД). На деле некоторые фуд-агрегаторы официально зарегистрированы под другими кодами и предоставляют услуги по «деятельности веб-порталов» и «разработке программного обеспечения» и даже «деятельности рекламных агентств». Многие рестораны и кафе, имеющие собственную службу доставки, классифицируются в группе компаний по организации питания. То есть в официальной статистике по услугам доставки их деятельность не учтена.

Внутренняя бизнес-аналитика, собранная экспертами big data, по многим параметрам (количество заказов, их стоимость, примерную долю конкурентов) хоть и является оценочными данными, но дает более четкое понимание объемов.  Так, согласно информации руководителя компании Chocofood Николая Щербака, озвученной им на общественных мероприятиях, объем рынка доставки готовой еды в Казахстане по итогам 2020 года достиг 42 млрд тенге. В сравнении с 2018 годом, когда фуд-агрегаторы аккумулировали только 11,6 млрд тенге, рост произошел почти в четыре раза. 

kak-izmenilsya-kazaxstanskij-rynok-dostavki-edy-spustya-dva-goda-ekspansii-5.jpg

Фото: Офелия Жакаева

В период 2017–2018 годов рынок E-commerce в Food-tech рос на 20–23% ежегодно. Развитие технологий, сервиса доставки, приход новых игроков в отрасль в 2019 году показал взрывной рост на 107%. Именно конкурентная борьба и повышение качества услуг дали толчок и начали увеличивать пенетрацию (удельный вес граждан, которые хотя бы раз пользовались данными видами услуг) с 3 до 6,7%. И лишь в следующем, 2020 году свое влияние на дальнейшую траекторию роста оказала пандемия с ее жесткими ограничительными мерами в период карантинов. В 2020 году динамика обозначена двузначными числами (плюс 75%). По оценкам представителей компании Wolt, за 2020 год рынок доставки еды в стране вырос в три-четыре раза.

«Динамика развития рынка продолжилась во второй половине 2020 года, когда уже не было строгих ограничений. Также рост наблюдается и сейчас. Даже лето, которое традиционно считается спокойным сезоном для сервисов доставки, в этом году стало очень продуктивным сезоном», – делятся оценками представители компании Wolt. 

Гендиректор компании Glovo в Казахстане Карим Богуспаев в интервью Kursiv.kz отметил, что цифровой рынок доставки в стране стал развиваться быстрее именно с приходом новых игроков.

«По нашим подсчетам, в июле 2021 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество заказов среди агрегаторов выросло более чем в два раза. При помощи цифровых сервисов пользователи получают доступ к большому количеству ресторанов и возможность заказать свое любимое блюдо, доставка которого займет до 40 минут. 2020-й и первая половина 2021 года для рынка курьерских доставок в Казахстане стали периодом настоящей эволюции в скоростном режиме. Растет конкуренция, что естественным образом повышает качество сервиса», – считает Карим Богуспаев. Говоря о достижениях своей компании, Карим приводит следующие цифры. С начала запуска компании в Казахстане ее сервисы открылись в 12 городах страны, приложение Glovo скачали свыше двух миллионов раз. Это рекорд для сервисов этой категории услуг.

kak-izmenilsya-kazaxstanskij-rynok-dostavki-edy-spustya-dva-goda-ekspansii-34.png

Фото: Glovo

Рэнкинг агрегаторов

О том, как менялось финансово-экономическое состояние компаний по доставке, можно также проследить и по налоговым отчислениям компаний. Согласно открытым данным из базы Pk.uchet.kz, самый большой объем выплат в бюджет в 2020 и в январе-июле 2021 года имел агрегатор Wolt (237,6 млн и 288 млн тенге соответственно).

«Свою долю на рынке агрегаторов доставки мы оцениваем от 40 до 50%. Данные цифры строятся на основе информации и обратной связи от партнеров, а также наших исследованиях. Четко определить, какой удельный вес имеет каждая компания, довольно сложно, так как в Казахстане пока нет единого агентства, которое бы давало независимую оценку этого рынка», – прокомментировала Kursiv.kz пресс-служба Wolt.

kak-izmenilsya-kazaxstanskij-rynok-dostavki-edy-spustya-dva-goda-ekspansii-4.jpg

Фото: Офелия Жакаева

На втором месте по объему налоговых выплат в этом году оказался испанский Glovo, выплативший в 2020 году 123,6 млн тенге налогов, в первом полугодии этого года - 90 млн тенге. Казахстанский Chocofood занимает третью строчку. В январе-июле 2021 года компания выплатила налогов на 28 млн тенге. Российский сервис «Яндекс.Еда» сдал свои позиции еще в прошлом году — объем выплат в 2020 году упал, хоть и незначительно (-2,5%). В первой половине этого года показатель уменьшился уже существенно (в два с половиной раза в сравнении с полугодовыми данными за 2020 год).

kak-izmenilsya-kazaxstanskij-rynok-dostavki-edy-spustya-dva-goda-ekspansii-2.jpg

Фото: Deposit Photos

Относительно невысокие налоговые платежи фуд-агрегаторов при миллиардных оборотах объясняются тем, что существующая форма трудовых отношений с основными работниками – курьерами – носит гражданско-правовой характер. То есть те, кто непосредственно доставляют заказы, оформлены как индивидуальные предприниматели и сами платят за себя налоги.

 

Остальные участники рынка доставки, в основном кафе и рестораны, имеющие собственные курьерские службы, в 2020 году демонстрировали тенденцию спада, характерную для большинства организаций общественного питания Казахстана. Исключением можно назвать только сеть кафе «Додо Пицца», сделавшего ставку именно на приготовление еды на вынос. Время показало, что в условиях карантинных ограничений эта стратегия оказалась верной.

По самым осторожным прогнозам экспертов цифровых сервисов Food-tech, рынок доставки еды в Казахстане будет ежегодно расти минимум на 20%. Если брать в расчет такой сценарий развития событий, по итогам 2021 года объем оказанных услуг в этой отрасли достигнет рекордных 50 млрд тенге. В условия продолжения тренда масштабирования (+75%), основанного на вовлечении новых пользователей приложений по заказу еды, к концу декабря рынок доставки максимально может увеличиться до 73 млрд тенге.

 

Проблемы и решения

Именно цифровая революция в сфере услуг значительно повлияла на рост в Казахстане так называемой гиг-экономики. Этот термин предполагает, что на рынке труда становится больше класс прекариата – сотрудников, которых не нанимают в штат «на ставку», а предлагают им выполнять работу по сдельной оплате. Так произошло и с доставщиками готовой еды. 

Монополизируя рынок, цифровые платформы установили свои правила игры для работников. Агрегаторы заключают с курьерами (партнерами) договор гражданско-правового характера, в котором прописаны базовые ставки и бонусная система. Транспорт курьер должен иметь свой, бремя затрат на техобслуживание или топливо (для мопеда или автомобиля) несет самостоятельно, сдельная оплата не предполагает гарантированной оплаты больничного или отпуска. Процесс точь-в-точь повторил историю с приходом в Казахстан крупных агрегаторов такси.

В мае 2021 года курьеры вышли на акции протеста. Доставщики с голубыми термосумками (Wolt) заявили, что руководство компании ухудшает их положение, меняя правила и снижая доходы в одностороннем порядке. Забастовки курьеров продолжили партнеры Glovo и Chocofood, сообщив о том, что намерены создать Ассоциацию курьеров Казахстана, которая будет защищать их интересы. Позже стало известно, что Wolt сохранил прежние условия труда только для текущих партнеров, Chocofood пошел на уступки, повысив бонусы за скорость доставки заказов.

История имела продолжение. Во время двусторонних переговоров с руководством компаний конфликт был исчерпан. Тот факт, что разносчиков еды с термосумками больше не возмущают условия их работы и уровень оплаты, подтверждают как отсутствие новых протестов, так и, собственно, самой Ассоциации. По прошествии двух с половиной месяцев регистрация организации так и не была завершена (данных в электронных базах о ней нет). Председатель профсоюза Женис Орыналиев звонки и сообщения журналистов игнорирует.

Комментируя произошедшие события, гендиректор Glovo Карим Богуспаев отмечает, что каждый партнер подписывает договор, в котором заранее оговариваются все условия взаимодействия. Он изначально может с ними не соглашаться.

«С самого начала присутствия компании Glovo в Казахстане была определена система оплаты за услуги курьеров. Их заработок формируется следующим образом: начисляется неизменный базовый доход, доплаты за пройденную дистанцию, бонусы. При этом размеры бонусов могут периодически меняться, например, в неблагоприятную погоду и т.д. Таким образом, становится возможной гибкая система сотрудничества курьера с платформой. Партнер может самостоятельно выбирать формат сотрудничества, планировать дни и часы своей активности на платформе, территорию выполнения заказов, подключаться и отключаться от приложения в любой момент. Эти факторы непосредственно влияют на уровень их дохода. К примеру, в среднем курьер Glovo может получать доход от 260  до 300 тыс. тенге при занятости 8–10 часов ежедневно 20–22 дня в месяц», – объясняет Карим Богуспаев.

Представители компании Chocofood, отвечая на вопросы журналиста Kursiv.kz, согласились с тем, что в отношениях цифровых фуд-агрегаторов и курьеров действительно есть слабые места.

«Нашу компанию эта проблема не обошла стороной. И мы очень рады, что все спорные моменты были выявлены на раннем этапе. Требования наших курьеров были удовлетворены взаимовыгодными изменениями. В настоящий момент их средняя заработная плата составляет 220 тыс. тенге при нормированном графике. Да, мы работаем в рамках гражданско-правовых договоров, но каждый курьер имеет страховку, помогаем партнерам в организационных вопросах, выполнении налоговых обязательств», – сообщает пресс-служба компании Chocofood.

Представители компании Wolt, курьеры которой начали бастовать первыми, в Kursiv.kz сообщили, что разрешение конфликтной ситуации со своими партнерами произошло уже на следующий день после протеста. Стороны выслушали друг друга и пришли к обоюдному решению.

«Мы согласны с мнением, что компании на рынке доставки могут предпринять больше действий для защиты курьеров-партнеров. В Казахстане, например, мы ведем абсолютно прозрачное партнерство – выплачиваем социальные и пенсионные отчисления за каждого курьера, работающего по договору ГПХ, также предоставляем страхование от несчастных случаев в рабочее время», – резюмировали специалисты пресс-службы Wolt.

Ранее Kursiv.kz рассказывал о том, как в Казахстане происходит процесс оцифровки рынка доставки готовой еды. В материале приводятся основные операционные данные о каждой крупной компании-агрегаторе. Также в статье приводится мнение управляющего директора сети ресторанов ABRestaurants Аскара Байтасова, который объясняет, почему данная компания планирует постепенно отказаться от сотрудничества с цифровыми агрегаторами.

Источник: Kursiv.kz.