Рассказываем о средних вознаграждениях членов правления и СД
«Курсив» изучил, как изменились зарплаты руководителей высшего звена в квазигосударственных компаниях Казахстана на фоне прошлогодней пандемии и просадки ряда отраслей. В подавляющем большинстве рассмотренных организаций среднее вознаграждение члена правления в 2020 году выросло. В двух «дочках» фонда «Самрук-Казына» топ-менеджмент заработал меньше, чем год назад, причем существенно меньше. На кошельки управленцев в структурах «Байтерека» коронакризис практически не повлиял.
Консолидированная выручка «Самрук-Казыны» по итогам 2020 года снизилась на 20% в годовом выражении, или на 2 трлн тенге (до 8,6 трлн).
В своем годовом отчете фонд сообщил, что провел «масштабную работу во всех портфельных компаниях по минимизации негативного эффекта от ухудшения макроэкономической среды и созданию резерва ликвидности». Были оптимизированы расходы на капитальные вложения, инвестиционные проекты, а также операционные, в том числе административные, расходы.
По информации ФНБ, больше всего выручка просела в таких сегментах, как продажа сырой нефти (с 3,5 трлн тенге в 2019 году до 2 трлн в 2020-м), нефтепродуктов (с 2,6 трлн до 1,8 трлн тенге), а также в авиаперевозках (с 331 млрд до 163 млрд тенге). Чистая прибыль «КазМунай Газа» в 2020 году снизилась на 85% и составила 172 млрд тенге. На фоне этих сложных для индустрии условий общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала (членов правления и совета директоров) в КМГ, как следует из отдельной аудированной отчетности, сократилась сразу на 41% (с 1,57 млрд тенге в 2019 году до 919 млн в 2020-м, см. инфографику). В том числе суммарный заработок членов правления, по данным Депозитария финансовой отчетности минфина, снизился с 566 млн до 318 млн тенге. Вознаграждение членов СД, по данным годового отчета компании, уменьшилось с 561 млн до 354 млн тенге.
Суммарное вознаграждение руководства, отраженное в аудите, не совпадает с суммой заработка членов правления (по ДФО) и членов совета директоров (по годовому отчету). Как пояснили «Курсиву» в «КазМунайГазе», причина несовпадения – разные подходы к представлению данных.
В аудированной отчетности по МСФО указаны суммы на гросс-основе, включающие налоги и прочие отчисления, удерживаемые с выплат работникам. В годовом отчете отражены суммы на нетто-основе, то есть очищенные от налогов и выплаченные на руки, сообщили в пресс-службе КМГ.
Соответственно, среднее ежемесячное вознаграждение члена правления КМГ в 2020 году, по расчетам «Курсива», составило 3,78 млн тенге, что на 44% меньше, чем годом ранее (6,73 млн). В 2019 году КМГ с этим показателем занимал третье место в списке, состоящем из 15 «дочек» и «внучек» «Самрук-Казыны» и самого материнского фонда. В 2020 году компания опустилась на 10-е место в указанном ренкинге. Заработок членов СД нацкомпании тоже снизился, но не так существенно (–12,3%). В среднем член СД «КазМунайГаза» зарабатывал в прошлом году 5,9 млн тенге в месяц. В структуре ФНБ больше получали только независимые директора самого материнского фонда (6,44 млн тенге).
В результате средний заработок члена СД «Самрук-Казыны» опустился с заоблачных 25,2 млн до 6,44 млн тенге в месяц (–74%). Зато зарплаты исполнительного органа ФНБ стали выше. Если в 2019 году член правления ФНБ зарабатывал в среднем 3,33 млн тенге в месяц, то в 2020-м эта сумма выросла до 4,43 млн. С таким показателем ФНБ поднялся на пятое место в списке госкомпаний с самыми высокооплачиваемыми топами.
Лидерство в этом ренкинге, как и год назад, принадлежит «Эйр Астане». Несмотря на то что кризис больно ударил по авиаперевозкам во всем мире, компании удалось изыскать средства для поднятия зарплат топам. Согласно аудиту, вознаграждение ключевого руководства «Эйр Астаны» в 2020 году выросло на 24% (с 1,9 млрд до почти 2,4 млрд тенге). В том числе президент компании (как единоличный исполнительный орган), по данным ДФО, заработал 288 млн тенге за год, или 24 млн тенге в месяц. Вознаграждение независимых директоров тоже увеличилось суммарно с $89 тыс. до $200 тыс. (данные годового отчета, включая налоги), или на 125%. «Курсив» направил запрос в компанию с просьбой прокомментировать повышение зарплат, но ответ на момент сдачи номера в печать не получил.
Второе место как по суммарному вознаграждению управленцев, так и по средним зарплатам членов правления занял «Казатомпром». Прошлый год был удачным для этой компании. Выручка от продажи урановой продукции выросла на 95 млрд тенге и достигла 563 млрд, прибыль компании составила 221 млрд тенге. На этом фоне совокупное вознаграждение членов правления и СД увеличилось на 8% (с 1,1 млрд до 1,2 млрд тенге, согласно аудиту). Член правления «Казатомпрома» заработал в среднем на 9,6% больше, чем год назад (12,6 млн против 11,5 млн тенге в месяц). Суммарные выплаты членам СД остались практически на том же уровне (147 млн тенге). Но поскольку количество независимых директоров выросло с двух до трех, среднее вознаграждение члена СД уменьшилось с 6,18 млн до 4,07 млн тенге в месяц.
Самый высокий относительный рост среднего заработка управленцев из рассмотренных 16 компаний продемонстрировала Qazaq Air. За последний отчетный год среднее вознаграждение члена правления в этой компании, по данным ДФО, выросло на 71,3% (с 2,4 млн до 4,1 млн тенге в месяц). Более чем в полтора раза (+50,6%) увеличилась средняя зарплата члена правления АО «Самрук-Энерго» (с 2,33 млн до 3,51 млн тенге в месяц). На третьей строчке расположился сам ФНБ, где усредненный член исполнительного органа в 2020 году заработал на 33% больше, чем годом ранее.
Обращает на себя внимание снижение среднего заработка топов в «Казахтелекоме». Спрос на телекоммуникационные услуги в стране в условиях карантинных ограничений очевидно вырос. Доход компании от реализации услуг в 2020 году составил 527 млрд тенге против 428 млрд в 2019-м, чистая прибыль увеличилась на пять млрд тенге (до 65,3 млрд). На этом фоне суммарный размер вознаграждения членов правления «Казахтелекома», по данным ДФО, сократился ровно на 200 млн тенге (с 626 млн до 426 млн тенге). Средняя зарплата управленца компании уменьшилась на 32% в годовом выражении (с 5,79 млн до 3,94 млн тенге в месяц). «Курсив» направил запрос в компанию с просьбой объяснить причины снижения вознаграждения топ-менеджмента, но к моменту сдачи номера в печать ответа не получил.
На зарплаты топов в холдинге «Байтерек» и его дочерних организациях пандемия практически не повлияла, что вполне объяснимо с учетом специфики деятельности холдинга. Высокий рост суммарного вознаграждения руководства в Казахстанской жилищной компании (+39% в годовом выражении), скорее всего, связан с тем, что в прошлом году к ней были присоединены АО «Байтерек девелопмент» и АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» и функции компании расширились.
Вдвое выросли зарплаты правления в компании «Казына Капитал Менеджмент» (с 92 млн до 188 млн тенге, по данным ДФО). Одной из причин столь стремительного роста могло быть расширение состава исполнительного органа с трех до шести человек в течение 2020 года (без оценки того, насколько необходимо было такое расширение).
Нельзя исключать и такой вариант, как ошибки в публичных документах. Например, в отдельной аудированной отчетности компании говорится, что общий размер вознаграждения членов СД и правления в 2020 году составил 142,2 млн тенге (включая денежные и неденежные вознаграждения). Между тем в документе, размещенном компанией на сайте ДФО, утверждается, что одно только правление компании в 2020 году получило вознаграждение в размере 187,6 млн тенге. Очевидно, что эти данные противоречат друг другу.
Ahmed