фото: Из открытых источников
Экономический термин “инфляция” - пожалуй, единственный, который каждый из нас понимает и без специального экономического образования. У среднестатистического потребителяесть собственный индикатор определения уровня инфляции — цены на продовольственные товары ежедневного спроса.
Вот только пара показательных примеров: в январе 2022 года десяток яиц в магазинах в среднем стоил 625 тенге, в январе этого года — уже 725 тенге, один килограмм сахара год назад у оптовиков можно было приобрести примерно за 300 тенге, а сегодня — выше 600 тенге.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в декабре прошлого года отметил, что инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. По словам главы государства, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения. Выступление было в середине месяца, а к концу декабря цифра выросла уже до 20,3%.
По данным ЕБРР, Казахстан лидировал по темпам инфляции в странах Центрально-Азиатского региона в 2022 году. Напомним, что инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги.
Кроме того, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, инфляция в январе 2023 года за год составила 20,7% и ускорилась на 0,4%.
Для сравнения ниже приведены цены на некоторые продовольственные товары из корзины потребителя с уровнем достатка выше среднегов январе 2022 и январе 2023 года. Цены взяты с сайта одного из крупных онлайн-супермаркетов в Алматы.
Цены на некоторые продовольственные товары:
- молоко, 0,8 л, Казахстан: 435 тенге и 645 тенге (+48%),
- десяток яиц, Казахстан: 625 тенге и 725 тенге (+16%),
- сметана 315 г/300 г, Казахстан: 546 тенге и 1015 тенге (+86%),
- мука, 2 кг, Казахстан: 899 тенге и 1235 тенге (+37%),
- спагетти Barilla, импортный продукт: 619 тенге и 885 тенге (+43%),
- сахар, 800 г, Казахстан: 377 тенге и 600 тенге (+59%),
- помидоры черри, 0,5 кг, Казахстан: 975 тенге и 1170 тенге (+20%),
- готовый соус Barilla, баночка, импорт: 1275 тенге и 2025 тенге (+59%),
- гранола 280 г: 1049 тенге и 1905 тенге (+82%).
К слову, хозяйки могли заметить, что вместе с ростом цен на продукты вдруг стал уменьшаться удельный вес повседневной продукции. К примеру, баночки со сметаной известных брендов стали легче на 15 г. Вроде мелочь, но неприятно.
Цены на некоторые непродовольственные товары:
- бумажные салфетки в рулонах, 2 шт., Казахстан: 465 тенге и 670 тенге (+44%),
- гигиенические прокладки, импорт: 1656 тенге и 2444 тенге (+48%),
- средство для посудомоечной машины, импорт: 1525 тенге и 2155 тенге (+41%),
- средство для мытья посуды, 450 мл, импорт: 499 тенге и 965 тенге (+93%),
- гель для стирки Ariel, 2,6 л, импорт: 3890 тенге и 11315 (+191%).
Цены на лекарства
По официальным данным Министерства здравоохранения, стоимость 28,5% лекарств выросла в среднем на 30% по сравнению с прошлым годом. Это 1918 наименований препаратов. В министерстве это объясняют повышением цен заводов-производителей.
Между тем,
выросли и предельные цены на лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи на 531 позицию, а это 20% из списка; цены повышены в среднем на 27% по той же причине - повышения цены завода-производителя.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут планово расти, об этом еще в конце 2022 года говорил министр национальной экономики Алибек Куантыров. В министерстве повышение тарифов на комуслуги объясняют необходимостью ремонта и модернизации коммунальных сетей в Казахстане в 2023 году.
Кроме того, растут цены на услуги сотовой связи. В Агентстве по защите и развитию конкуренции проверили жалобы пользователей и установили, что операторы сотовой связи вносят незначительные изменения в объемы включенных услуг на тарифном плане, которые не востребованы абонентами. При этом одновременно повышается стоимость тарифного плана.
Отметим важный момент: результатом инфляции становится обесценивание денег как следствие снижения покупательской способности. Снижается уровень жизни населения, люди экономят на покупке продуктов, а значит, возникают сложности для малого и среднего бизнеса.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через