Государственный долг Казахстана вырос на 15 процентов

Государственный долг Казахстана вырос на 15 процентов
фото: ks-region69.com

По данным на 01.10.2023 года, государственный долг Казахстана составил 29 167,2 млрд тенге и вырос с начала года на 15,2% за счет прироста внутреннего долга на 23,4% и снижения внешнего на 3,0%. 

Большая его часть приходится на внутренний – 66% в среднем за последние пять лет и 73,9% по последним данным. Так, внутренний государственный долг страны составляет 21 557,6 млрд тенге, тогда как внешний – 7 609,6 млрд тенге.

Согласно прогнозам правительства на 2023 год, объем государственного долга к ВВП достигнет 26% (24% в 2022 году). А стоимость его обслуживания уже фактически увеличилась с 7,3% до 8,8% в структуре совокупных расходов государственного бюджета.

Если рассмотреть в контексте других значимых показателей по Казахстану, то государственный долг:

1.  на 20,6% больше капитализации индекса KASE. Напомним, индекс KASE включает в себя акции девяти крупнейших и динамично растущих отечественных компаний (БЦК, Kaspi, Народный Банк, КазМунайГаз, КазТрансОйл, Казатомпром, KEGOC, Казахтелеком и Kcell), деятельность которых представляют основные секторы экономики. По данным на конец сентября 2023 года, капитализация индекса KASE выросла на 28,5% с февраля этого года, когда в индекс акций был включен КазМунайГаза, и составила 24 176 млрд тенге.

2.  превышает весь экспорт казахстанских товаров на 12,0%. Казахстан за девять месяцев 2023 года экспортировал товаров на 26 040,4 млрд тенге, что на 10,2% меньше, чем за соответствующий период 2022 года. При этом самыми экспортируемыми товарами остаются нефть, газ, цветные и черные металлы, а также пшеница.

В результате государственный долг превышает экспорт:

  • нефти - в два раза,
  • меди - в 26 раз,
  • руды и концентратов медных - в 28 раз,
  • урана - в 34 раза,
  • ферросплавов - в 37 раз,
  • пшеницы - в 43 раза,
  • газа - в 48 раз,
  • железной руды - в 112 раз,
  • угля - в 120 раз,
  • серебра - в 137 раз.

 

 

3.  на 7.5% больше совокупного ссудного портфеля всех БВУ. С начала года совокупный объем кредитов вырос на 12,9%. При этом данный прирост на 10,2 п.п. обеспечивается увеличением кредитов населению (в т.ч. на 7,3 п.п. потребительскими кредитами).

Предполагаемое в 2024 году более значимое замедление глобальной экономики создаст менее благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и окажет понижательное давление на цены сырьевых рынков. Согласно ПСЭР, для преодоления этих вызовов и обеспечения финансовой поддержки экономике правительство продолжит увеличивать расходы, превышающие доходы. И, следовательно, будет вынуждено наращивать долг для покрытия дефицита.

 Ожидается, что отечественный госдолг в 2024 году вырастет на 11,5% от прогнозного уровня 2023 года и достигнет 34 183,3 млрд тенге (+17,2% от фактического уровня на 01.10.2023), или 25% ВВП. 

При этом Министерство финансов РК отмечает, что ведомство проводит работу для недопущения превышения госдолгом 30% от ВВП.  Отметим, что долг квазигосударственного сектора (внешние займы) по состоянию на 01.10.2023 достиг 7 324,6 млрд тенге (или 7,1% ВВП), и также является скрытой частью государственного долга. 

Квазигосударственные компании привлекали более дешевые иностранные займы за счет почти 100% вероятности своевременной помощи со стороны государства в случае необходимости. Поэтому текущий показатель соотношения госдолга к ВВП не совсем однозначный и может значительно превышать официальные цифры.

Дальнейшее расширение этого показателя может иметь негативные последствия, в том числе за счет дороговизны обслуживания долга из средств бюджета, который перетягивает на себя средства из реального сектора экономики, ограничивая экономический рост. 

Ожидаемое медленное снижение инфляции и процентных ставок определяет необходимость осмотрительного подхода к дальнейшему наращиванию расходов бюджета и предоставления защиты адресно, слоям и сегментам, которые большее всего уязвимы перед удорожанием стоимости жизни и кризисными явлениями в экономике. 

Это повысит эффективность мер денежно-кредитной политики и позволит снижать ставки более ритмично, чем это было бы в обратной ситуации. Уверенность в долгосрочной стабильности служит полезным активом во времена экономической неустойчивости.

Аналитик Клара Сейдахметова, Jusan.kz