Философская модель японского менеджмента. На заметку первому руководителю!

Философская модель  японского менеджмента. На заметку первому руководителю!
фото: в свободном доступе

Философская модель  японского менеджмента. На заметку первому руководителю!

За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. И одной из главных  причин  столь  стремительного  успеха  Японии  на международном  поприще   является   применяемая   ею   модель   менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.

Сущность японского менеджмента составляет  управление  людьми,  причем японцы никогда не рассматривают одного человека  (личность),  в  отличие  от американцев,  а  ориентируются  на  группу  людей.  Кроме  того,  в   Японии существует  традиция  беспрекословного  подчинения  старшему  по   возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках  семей,  но  и  в производственных группах.

Японцы преклоняются  перед  трудом.  В  иерархии  ценностей  японского народа  труд  стоит   на   первом   месте.   Японцы   испытывают   искреннее удовлетворение от хорошо выполненной  работы.

 По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки  Йосихара,  есть шесть характерных признаков японского управления:

- Гарантия занятости и создание  обстановки  доверительности.  Такие  гарантии ведут  к  стабильности  трудовых  ресурсов  и  уменьшают  текучесть  кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она  укрепляет  чувство корпоративной  общности,  гармонизирует  отношения  рядовых  сотрудников   с руководством.

- Гласность и ценности корпорации.  Когда  все  уровни  управления  и  рабочие начинают пользоваться общей  базой  информации  о  политике  и  деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности,  что  улучшает взаимодействие и повышает производительность.

Японская система  управления  старается  также создать общую  для  всех  работников  фирмы  базу  понимания   корпоративных ценностей,  таких  как  приоритет  качественного  обслуживания,  услуг  для потребителя,  сотрудничество  рабочих  с  администрацией,  сотрудничество  и взаимодействие  отделов.  Управление   стремится   постоянно   прививать   и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

- Управление, основанное на информации. Сбору данных   и  их  систематическому использованию  для  повышения  экономической  эффективности  производства  и качественных характеристик продукции придается особое  значение.  Во  многих фирмах, собирающих телевизоры,   применяют  систему  сбора  информации,  при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто   отвечал  за исправность  того  или  иного  узла.  Таким  образом  выявляются  не  только виновные за неисправность, но и основные  причины  неисправности,  и принимаются  меры  для  недопущения  подобного   в   будущем.  

- Управление, ориентированное  на  качество.  Президенты  фирм  и  управляющие компаний          на  японских  предприятиях  чаще  всего  говорят  о  необходимости контроля качества.                 При  управлении  производственным  процессом  их  главная забота - получение точных данных      о качестве.  Личная  гордость  руководителя заключается в закреплении усилий по контролю         над  качеством,  и  в  итоге - в работе порученного ему участка производства с  наивысшим качеством.

- Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы  быстро  справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере  их  возникновения, японцы зачастую размещают  управляющий  персонал  прямо  в  производственных помещениях.  По  мере  разрешения   каждой   проблемы   вносятся   небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных  новшеств.  В  Японии для содействия  дополнительным  нововведениям  широко  используется  система новаторских предложений и кружки качества.

- Поддержание чистоты и  порядка.  Одним  из  существенных  факторов  высокого качества японских  товаров  являются  чистота  и  порядок  на  производстве.

Руководители  японских  предприятий  стараются  установить  такой   порядок, который может служить гарантией  качества  продукции   и  способен  повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

 

 В целом японское управление отличает упор  на  улучшение  человеческих отношений:  согласованность,  групповую   ориентацию,   моральные   качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между  рабочими  и управляющими.

По материалам ресурса

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов                                     по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                         асессор  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)