Фестиваль этномоды тюркского мира прошел в Туркестане

Фестиваль этномоды тюркского мира прошел в Туркестане
фото: пресс-служба

Проект «Этномода тюркского мира» объединил хранителей и популяризаторов культурного наследия. Мастера из Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Турции, Монголии, Республики Тыва, Татарстана, Республики Саха (Якутия) прибыли в Туркестан на несколько дней по приглашению акимата Туркестанской области и Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ).
 

VI международная неделя «ЭТНОМОДА ТЮРКСКОГО МИРА» стартовала в Фергане в Узбекистане во второй декаде сентября и продолжилась фестивалем культуры в Туркестане. 


Как отметила идейный автор проекта, казахстанский дизайнер Айгуль Жансерикова: «У меня была давняя мечта, чтобы дизайнеры и ремесленники тюркских стран раз в год собирались для обмена информацией, с большой программой, творческими конкурсами. Мы это делаем впервые, и я от всей души благодарю ТЮРКСОЙ и акимат Туркестанской области за такую возможность и организацию мероприятия. Благодаря таким проектам мы сохраняем свою культуру, этническую стилистику, развиваем туризм».


 

На фестиваль, созданный для духовного сближения и укрепления культурных связей тюркских народов, 20 модных домов привезли уникальные коллекции. Так, дизайнер и режиссер, руководитель международных культурных программ за рубежом из Кыргызстана Гульжан Иреш представила работы, созданные из тканей, части из которых более 150 лет, в сочетании с вековыми национальными украшениями. Дизайнер подчеркивает необходимость старшего поколения передавать традиции молодежи. 
 

Дизайнеры из монгольского Модного дома Mongol costumes в работе над коллекциями нашли еще более глубокий подход – костюмы создаются на основании археологических находок, и максимально повторяют артефакты. Специалисты отмечают использование этнической одежды в повседневной жизни монгольских сельчан, однако, по их словам, стилизованная современная одежда привлекает внимание молодежи.
 

Коллег поддерживает и казахстанский дизайнер Тарбия Айдынбаева, которая более 20 лет создает этнические коллекции, и уже около шести лет работает со стилизацией: «В Казахстане сейчас много информации и книг по орнаменту. Только по одному элементу можно сделать огромное количество изделий: смыслы есть везде. И то, что осталось от предков, мы должны порядочно, добросовестно донести до следующих поколений, - делится дизайнер. - Сегодня этнофешн в тренде. За последний год я побывала в разных странах: Пакистане, Италии и других, 18 магазинов согласились с нами работать, закупать готовую продукцию. Работа сложная и спрос на нашу одежду высокий - это говорит о том, что наши вещи ценят, людям нравится наше качество».


 

А между тем на круглом столе «Перспективы развития этностиля в моде» все приглашенные к участию дизайнеры подчеркнули: этномода на пике популярности. 

Как отметил генеральный продюсер Kazakhstan Fashion Week Саят Досыбаев: «С 2004 года, когда мы начали KFW, дизайнеры еще не совсем понимали, как интерпретировать этно в современной одежде, все стремились к европейским маркам, сейчас мы видим совершенно другую тенденцию: этно привлекателен и несет культурный и национальный код страны. По опыту поездок я вижу невероятный интерес к этнике стран Азии, европейская пресса замечает каждую деталь. И современным дизайнерам важно понимать, когда и как использовать узор, в нем скрыта наша ДНК, в каждом – философия. Опыт нужно передавать молодому поколению для грамотной интерпретации».

В то же время молодой дизайнер из Кыргызстана Залкарбек Аскарали уулу уверен, что культура заложена во всем: «Было модно быть советским человеком, и целое поколение забыло свою историю. У казахов, кыргызов, народов тюркского мира заложена ДНК в культуру, и какую бы современную вещь я ни делал, все равно проявляются народные мотивы. Что это? Это влияние корней, это идет изнутри».


Точку зрения высказал и дизайнер из Татарстана Султан Салиев: «Тенденция на этно началась несколько лет назад и сейчас на пике. Нас воспитывали на уравнении, и потребность в этно идет в противовес, как в моде приходит мини на смену макси. Мы напитались европейской истории и обезличивания, и хотим истоков, их возрождения. В Татарстане правительство способствует и поддерживает мероприятия по возрождению культуры. 

В Казани проходит несколько ежегодных этнофестивалей. Татарстан – это не только татары, это и русские, и чуваши, и марийцы, и каждый может представить свою культуру, а жители - надеть национальную одежду: чапан деда, камзол бабушки, тюбетейку, сапоги прекрасные из кожаной мозаики – каждый что-то использует. Сливается весь город.  Народу прививается эстетика народного костюма, и это не по щелчку, а из года в год, постепенно, и только тогда люди будут надевать традиционные костюмы, уже осовремененные, либо которые можно сочетать с современной одеждой».


Тувинский дизайнер Кима Донгак поделилась, что спрос на этнику в ее регионе настолько велик, что местные дизайнеры не всегда справляются с количеством заказов: «Ни один праздник, торжество не обходится без национальной одежды», - рассказала дизайнер. 


В рамках проекта также состоялась ярмарка декоративно-прикладного мастерства с участием ремесленников со всего Казахстана. 

«Этномода тюркского мира» - один из стартовых межкультурных проектов, состоявшийся при поддержке ТЮРКСОЙ, акимата Туркестанской области, Open Turkistan, Национальной Ассоциации Qazaq-Oner, Open Travel Advisory. 

Как отметили в акимате Туркестанской области, регион открыт к предложениям и в будущем надеется вновь собрать представителей креативной индустрии и туризма в духовной столице тюркского мира. 
 
Фото: пресс-служба проекта «Этномода тюркского мира», фотограф – Оспан Али
Источник: проект «Этномода тюркского мира», акимат Туркестанской области и Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ)