фото: пресс-служба Central Asia
Результаты эксклюзивного отраслевого исследования представили на бизнес-конференции 33-й Международной выставки моды Central Asia Fashion Spring-2024 в Алматы. Детальному профессиональному изучению экспертов подвергся неповторимый культурный ДНК-код казахстанцев.
В группу целевой аудитории онлайн-опроса, проведенного в конце февраля 2024 года, вошли казахстанцы в возрасте от 14 до 60 лет из 20 основных городов страны с численностью населения более 200 тысяч человек. Участниками опроса стали жители основных городов Казахстана областного значения, а также городов республиканского значения Алматы, Астаны и Шымкента.
С помощью online-опроса казахстанский эксперт Наталья Оспанова, директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка (КАПИОР), рассмотрела пристрастия казахстанцев с точки зрения различных аспектов культуры (музыка, литература, киноискусство, культовые герои, популярные медиа).
Кино
Для начала исследователи-аналитики определили, какие художественные фильмы знает и любит практически каждый казахстанец. Готовых ответов опросник не предлагал, поэтому каждый участник опроса смог написать любой ответ.
«О популярном казахстанском кино вариантов ответов было огромное множество, – делится результатами исследования Наталья Оспанова. - Однако в целом мы увидели тренд, что в основном, если говорить именно о киноискусстве, казахстанцы вспоминают фильмы советской эпохи шестидесятых-семидесятых годов.
Так, в тройку лидеров попали небезызвестные кинокартины «Меня зовут Кожа» (15 % опрошенных), классическая история любви, фильм «Кыз-Жибек» (10% респондентов), и легендарный фильм «Ангел в тюбетейке» (8 % голосов).
Если же рассматривать полученные данные опроса с точки зрения возрастов, то можно увидеть, как резко меняются предпочтения. Например, казахстанцы от 25 лет и старше выбирают уже знакомые классические казахстанские фильмы, тогда как совсем юная молодёжь и старшеклассники говорят о современном киноискусстве. На первом месте у них фильмы «Дәстүр» и Жаужүрек мың бала». Причем оба фильма довольно новые».
Эксперты также узнали, что любят смотреть жители страны с точки зрения языкового контекста.
Выяснилось, что 93% казахстанцев предпочитают фильмы на русском языке, 38% - смотрят фильмы на казахском языке, и только 10% готовы выбирать для просмотра кино английский язык.
Когда эксперты рассмотрели этот вопрос с точки зрения разных групп, то увидели, что казахскоязычное население на самом деле нужно отнести к билингвам, потому что они потребляют почти равноценно как казахскоязычные фильмы, так и русскоязычные. Но что особенно интересно, молодёжь в возрасте от 14 до 29 лет очень заинтересована в фильмах как на казахском, так и на английском языках.
Музыка и литература
В ходе опроса респонденты могли назвать абсолютно любое произведение или исполнителя. Так, в результате онлайн-опроса было выявлено, что на первом месте государственный гимн. Он набрал 18% голосов респондентов. А среди исполнителей на первом месте в рейтинге популярности Димаш Кудайберген, у которого 6% голосов. При этом в списке любимых исполнителей казахстанцев также были названы Кайрат Нуртас, Адай, Чина и классический казахстанский композитор Шамши Калдаяков.
Знакомя с результатами исследования в изучении культурного ДНК-кода казахстанцев, Наталья Оспанова рассказала о казахстанской литературе.
Оказалось, что самоидентификация казахстанцев по этому вопросу довольно слабая. Так, 26% респондентов вообще затруднились назвать какого-либо персонажа, который олицетворяет казахстанского человека.
В качестве литературных лидеров были названы Абай Кунанбаев (11% респондентов) и роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая» (45% голосов), сказочный герой Алдар-Косе (14% опрошенных) и литературное произведение «Кочевники» (9 % респондентов).
Блогеры и СМИ
Также были исследованы самые популярные источники получения информации. Прежде всего это различные интернет-источники и всевозможные традиционные СМИ. По мнению экспертов, именно они сейчас в основном формируют мнение казахстанцев.
По мнению аналитиков, аккаунты известных казахстанских персон пока еще не набрали той мощи, как, например, в соседних странах СНГ. Но если посмотреть с точки зрения возрастных категорий, то можно заметить, что среди молодежи 14-19 лет этот источник набирает вес. При этом телевидение, форумы-блоги и аккаунты известных персон в этой возрастной категории конкурируют практически уже на одном уровне .
Для определенной возрастной аудитории телевидение всё ещё остаётся очень важным источником информации. Однако при этом нельзя не заметить, что радио и печатные СМИ практически изживают себя.
Особый интерес у аудитории бизнес-конференции вызвала информация о народном рейтинге популярных казахстанских блогеров, инфлюенсеров и селебрити. "Нам стало интересно, кто из селебрити, имеющих аккаунты в социальных сетях, популярен среди казахстанцев. В итоге собрали облако тегов, исходя из упомянутых казахстанцами в нашем опроснике. Мы заметили, что наибольшее количество упоминаний имеют именно те блогеры, кто больше рассказывает о саморазвитии и предпринимательстве. А это значит, что казахстанцам очень близка эта тема, и они хотят стремиться именно к такому образу жизни", – подытожила Наталья Оспанова.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Партнерский материал
Бизнес-конференция Международной выставки моды Central Asia Fashion
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через