фото: foto-onlain.ru
Эколог Данияр Халитов назвал ряд шагов по улучшению качества воздуха Алматы
Газификация частного сектора
«Я бы, наверное, начал с газификации частного сектора. Сделать нормальную программу, например, в Астане субсидируют подключение к газу Т400 тыс. Сегодня есть все механизмы, чтобы сделать приложение. Чтобы человек, живя в частном доме, мог в два клика сделать заявку на подключение к газу и подключиться бесплатно, котел в кредит, технические условия в рассрочку и так далее. Плюс еще и субсидии, это выгоднее топить газом, чем углем», - сказал Халитов в интервью журналисту Асету Матаеву, комментируя ситуацию с загрязнением воздуха в Алматы.
Журналист согласился с экологом, отметив, что Алматы на 90% газифицирован, но проблема в соседних районах Алматинской области, откуда приходит смог.
Транспорт: требования и стандарты
«Второй момент - про транспорт. Учитывая географическое расположение города, низкую проветриваемость, нужно принимать стандарты, которые все должны выполнять. Это касается в первую очередь экологичности транспорта. Хочешь жить в городе, значит нужно соответствовать определенным требованиям и стандартам.
Есть много вопросов социального характера и пресловутый утильсбор, которые не поспособствовали обновлению парка машин. И все же мы должны сказать, что мы либо интересы двух миллионов жителей должны в приоритет ставить либо интересы отдельных групп людей, потому что воздухом этим мы дышим все. Вот мне говорят, люди приезжают с области зарабатывать таксистами, например. Я говорю: «Да не вопрос, но ты же должен на чистой машине приезжать». Я сам пользуюсь услугами такси, и у меня возникает ситуация, когда по одному и тому же тарифу такси либо новый Hundai, за который хозяин еще кредит выплачивает, либо старый Mitsubishi Galant. Почему такое происходит? У всех должны быть условия одинаковые, у тебя должна быть чистая машина», - сказал собеседник.
То же самое, по его словам, и по грузовому транспорту.
«Проблема с транспортом – это в том числе и пробки, она решается развитием нормального общественного транспорта. Развитие микромобильности, - это велодорожки, автобусные полосы. Я считаю, что весь город должен быть в автобусных полосах, станциях метро, в самокатах электрических и так далее, тогда люди перестанут ездить на машине», - сказал Халитов.
Матаев выразил мнение, что давно надо сделать по примеру Sky Train.
«Выйти на землю и дальше идти в Талгар, Иссык, в сторону Шамалгана, Каскелена, это решило бы большую проблему с пробками и с выбросами. Также бывший аким Алматинской области Амандык Баталов делал предложение Есимову (Ахметжану, экс-акиму Алматы) о том, что было бы неплохо, пока не построено метро или ветка Sky Train, запустить из области автобусы двухэтажные на газе с Алматы в Шамалган или Иссык, чтобы утром и вечером те люди, которые приезжают на личном транспорте, пользовались этими автобусами. У нас же даже была проблема - был «Саяхат», его снесли, и людям приходится на автозаправке, на перекрестке ловить авто, и большие пробки из-за этого», - сказал Матаев.
Эколог в ответ привел пример пробок по периметру города.
«Тут опять же вопрос в чем – когда едем по дороге в Каскелен, автобус будет стоять ровно в той пробке, что сейчас стоят машины. Это должна быть, как минимум, полоса посередине», - сказал Халитов.
Матаев отметил, что нужно организовывать реверсивное движение.
«Безусловно, это еще и удобно. Представь, у тебя экспресс, у которого всего две-три остановки, который едет в город, не стоит в пробках, доезжает за минут 15. Это же удобно, конечно, все начнут пользоваться. Другой момент, что это транспортное планирование, это за рамками экологических вещей», - сказал эколог.
Энергообеспечение зданий
Третье мероприятие, по словам Халитова, связано с энергообеспечением зданий.
«У нас большой процент угля сжигается на ТЭЦ, чтобы нагревать воду. Это горячая вода, которой мы пользуемся, утекает в канализацию почти такой же горячей, как она была. Почему бы не начать использовать это тепло? Есть системы рекуперации, теплообменники, которые могут это делать. Далее, это солнечные панели на крышах, есть системы, крыш у нас, слава богу, достаточно, нет механизма, потому что это довольно дорогой катакс.
Есть такой инструмент - называется энергосервисные контракты. Что это такое? Приходит инвестор, он за свой счет ставит тебе на крыше все это оборудование. Затем, за счет того, что ты платишь меньше за коммунальные услуги, он возвращает свои инвестиции в течение десяти лет. Это называется энергосервисный контракт, и это практикуется.
Есть вопросы к тарифам, тарифы у нас действительно низкие, и любое мероприятие, будь то установка систем возобновляемых источников энергии или утепление, замена окон и так далее упирается в то, что тарифы настолько низкие, что они экономически нецелесообразны становятся. Безусловно, повышение тарифов должно быть, потому что это субсидируется из наших с вами налогов, это ведь только кажется, что они низкие, на самом деле мы субсидируем потом из наших налогов в виде угольных субсидий», - отметил эколог.
Матаев отметил, что и упавшие ТЭЦ ремонтируются за счет государства.
«Да, это такой вопрос, тарифы будут подниматься и людям нужно понимать, что они будут повышаться. Потому что человек начнет экономить тогда, когда начнет за это платить, для него суммы существеннее станут. Нужно точно понимать, что социально уязвимым слоям нужно помогать, потому что для них это сильно больно, увеличение счета даже на Т5 тыс. по ним ударит. Но сейчас, например, тарифная система устроена так, что госучреждения платят какие-то бешеные тарифы за коммунальные услуги, давая тем самым возможность держать тариф на низком уровне для населения, но это все равно неправильно, это наши налоги, это же бюджет города. Не знаю, насколько найдется политическая воля, чтобы это сделать, но это нужно сделать», - сказал Халитов.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через