Доступная и безопасная школа

Доступная и безопасная школа

Проблемы инклюзивного образования и равного доступа всех граждан к объектам досуга, спорта, вопросы безопасности в школах сегодня находят свое решение в совместных мерах Управления образования, Департамента полиции, столичного филиала партии Nur Otan и организаций города.

На прошлой неделе состоялось заседание Регионального общественного совета по развитию образования и науки при городском филиале партии Nur Otan Нур-Султана. В стенах школы-гимназии №65 обсудили вопросы организации деятельности кабинетов поддержки инклюзии в общеобразовательных школах и меры по созданию инклюзивного общества согласно Посланию главы государства Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана.

Кабинеты поддержки инклюзии
Современное развитие общества определяет новые задачи и приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами в школах без внедрения технологий и модернизаций всей структуры содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы возник вопрос о том, как это осуществить.

На сегодня в Нур-Султане зарегистрировано 11233 ребенка с особыми образовательными потребностями в возрасте от 0 до 18 лет. 90% организаций образования создали адаптивную, безболезненную образовательную среду для детей с особыми образовательными потребностями.

По словам специалиста Управления образования Гульшат ИСИНОВОЙ, в этом учебном году в рамках проекта по развитию инклюзивного образования «Каждый ребенок достоин школы» с корпоративным фондом «Болашақ» в двух новых столичных школах (№91 и 92) открылись кабинеты поддержки инклюзии для детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизмом). По повышению качества психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в восьми школах (№71, 37, 85, 88, 89, 8, 91, 92) будет реализовано методическое сопровождение кабинетов поддержки инклюзии.

В кабинетах работают дефектологи, логопеды, психологи, педагоги-ассистенты, имеющие педагогическое образование и прошедшие курсы по работе с особенными детьми.

Дети получают возможность воспитываться в общих группах и получать необходимую индивидуальную поддержку каждый день без отрыва от образовательного процесса.

Рабочие профессии
В организациях среднего образования обучается более 5,4 тысячи учащихся с ООП, из них 1737 детей с инвалидностью. В 70 общеобразовательных школах созданы условия для 846 учащихся с ООП.

В настоящее время в 24 школах есть 124 специальных класса для особых детей разных категорий.
Функционируют три специальные школы для детей с нарушением интеллекта, в них обучается и воспитывается 923 ребенка-инвалида.

В связи с увеличением количества детей с ООП актуален вопрос расширения сети специальных организаций образования. В нее входит 18 организаций образования:
– пять психолого-медико-педагогических консультаций;
– пять кабинетов психолого-педагогической коррекции (с тремя филиалами);
– два реабилитационных центра (с одним филиалом);
– три спецшколы (для детей с нарушением интеллекта);
– три спецдетсада (для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и ДЦП).

Одним из принципов инклюзивного образования является подвоз к месту обучения. В столице он организован для 1709 детей с ООП в восьми общеобразовательных (№12, 20, 21, 24, 41, 42, 49, 83) и трех специальных школах (СШИ №1, СШ №2 и 3). В ШГ №65 для 115 детей работает 11 инватакси.

В 19 организациях ТиПО обучается 301 ребенок с ООП. Для инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в обучении ежегодно увеличивается размер государственного образовательного заказа в колледжах.

В 11 колледжах созданы равные условия и безбарьерный доступ для студентов с ООП, а именно входные пандусы, световые сигналы, кнопка вызова, санузел согласно СНИП и др.

Дополнительное образование
Одним из важных вопросов является обеспечение доступа к качественному дополнительному образованию детей с особыми образовательными потребностями. В данном направлении во дворцах школьников при поддержке НПО работает ряд проектов, однако  охват составляет всего 11,9% от общего количества учащихся с ООП (1230, из них в ОДО 647 детей).

Реализуются проекты:
– творческая мастерская «АртиШок» при поддержке ОФ «DARA», «МИР ТЕАТРА «Хамелеон» для детей с нарушением зрения;
– адаптивная секция по плаванию «Инклюзивный спорт»;
– проект AIALA (робототехника, вокал, изобразительное искусство, карате, математика, плавание, раннее музыкальное развитие, домбра, театр);
– «Сокпак» (профориентация);
– вoccia (игры с мячом).

В настоящее время для оказания комплексной реабилитационной и коррекционной помощи детям с синдромом Дауна в ОФ «Солнечный мир» в рамках государственного социального заказа выделены средства в сумме 16 800,0 тыс. тенге с охватом 34 детей дошкольного возраста.

Также в восьми частных детских садах на 102 места размещен государственный образовательный заказ для специальных и инклюзивных групп.

Открытым все еще остается вопрос подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

– На данный момент работа по обучению осуществляется с помощью повышения квалификации, которая способна существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии, и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников, – отмечает специалист Управления образования Нур-Султана Гульшат Исинова.

О мерах безопасности в школах
Вопрос о состоянии работы по обеспечению безопасности детей в учебных заведениях является одним из приоритетных. На постоянной основе ведется активная работа по данному вопросу.

– В прошлом году были выделены средства в сумме 609 млн тенге для дополнительного обеспечения видеонаблюдением организаций образования. Установлены камеры видеонаблюдения в количестве более 4,6 тыс. штук, оснащены 88 школ, 95 дошкольных организаций, восемь колледжей. На сегодняшний день обеспеченность цифровым видеонаблюдением составляет 90% – подключено к ЦОУ 86 школ, 94 дошкольные организации, восемь колледжей, – сказала начальник ОЮП УМПС ДП города Нур-Султана майор полиции Нелля ДОЩАНОВА.

Кроме того, в образовательных организациях установлены "тревожные кнопки" и комплексная система контроля доступа – турникеты.

По две "тревожные кнопки" установлены во всех объектах с выводом в Центр оперативного управления при ДВД: одна – у вахтера (охрана), вторая – у администрации школы. Из 94 столичных школ турникеты установлены в 61-й. Подана бюджетная заявка для дооснащения системами видеонаблюдения и турникетами 25 объектов организаций образования.

Кроме того, разработан альтернативный вариант решения проблем с турникетами. На данный момент реализуется пилотный проект в двух школах (№80, 88). После положительного решения будет прорабатываться вопрос установки турникетов в остальных школах.

Упразднение института школьных полицейских
Сегодня остро стоит вопрос должности школьного инспектора. Этот институт был создан в 2005 году. Работа в данном направлении продолжалась полицейскими, закрепленными за организациями образования. Они осуществляли охрану общественного порядка, профилактику правонарушений, а также постпрофилактическую работу с подростками, у которых были проблемы с законом, и их родителями.

В июле текущего года в связи с штатными изменениями институт был реорганизован. Сейчас функции ювенальной полиции возложили на взрослого участкового. Однако она не прекратила свою работу. Штатная численность школьных инспекторов ранее составляла 172 единицы, из которых 15 – аппаратные работники, 154 – инспектора. По данным Департамента статистики, сегодня работающих инспекторов намного меньше – 30 на город. И один инспектор закрепляется за 5600 несовершеннолетними до 18 лет. Тем не менее полицейские проводят качественную профилактическую работу с детьми.

В последние годы уровень подростковой преступности в городе стабильно снижается. С начала года зарегистрировано 67 несовершеннолетних, совершивших преступление, в прошлом году эта цифра составляла 127.

Необходимо отметить, что растет количество преступлений в отношении детей. С начала текущего года на 13% вырос показатель преступлений в отношении детей, а именно связанных с половой неприкосновенностью. Показатели возросли с 72 до 83 преступлений. С начала года зарегистрировано 39 случаев преступных деяний против половой свободы и неприкосновенности в отношении детей. В прошлом году было зарегистрировано 16 обращений.

– На данный момент проводится детальный анализ, выводится потрет несовершеннолетнего, а также преступника. Данный анализ рассылается в соответствующие государственные органы. Даже таким небольшим составом мы проводим работу: размещаем информационные листы на объектах образования, ведем диалоговую площадку с заместителями по воспитательной работе и принимаем другие меры, – отметила Нелля Дощанова.

По итогам заседания нур­отановцы рекомендовали Управлению образования провести семинар с участием ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и руководителями учреждения образования школ по созданию инклюзивного общества, также запросить дополнительные средства по обеспечению безопасности в общеобразовательных школах.

Для самых маленьких

Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с ООП, составляет 66,3% при плане 46,4%, или 63 государственных детских сада. В столице есть три специальных детских сада.
В 27 организациях дошкольного образования функционируют специальные группы для детей с различными видами нарушений. В них функционирует более 45 коррекционных групп для 1221 воспитанника, и в 10 детских садах впервые созданы специальные группы для 120 детей с расстройствами аутистического спектра. В 45 детских садах функционируют группы инклюзивного образования с общим охватом более 300 детей. Также работают кабинеты психолого-педагогической коррекции в 13 детских садах и шести мини-центрах с общим охватом 275 детей.

С апреля текущего года в 25 дошкольных организациях столицы созданы дополнительные инклюзивные группы для детей с различными нарушениями слуха, речи, интеллекта, задержкой психического развития с охватом 86 воспитанников.

В рамках государственной программы развития образования до конца 2025 года планируется создать условия для детей с ООП в общеразвивающих группах инклюзивного образования во всех дошкольных организациях столицы.

По материалам ресурса