Что ждет экономику Казахстана, когда закончится нефть?

Что ждет экономику Казахстана, когда закончится нефть?
фото: naked-science.ru

Насколько зависима экономика Казахстана от сырьевых ресурсов и есть ли жизнь после нефти, попытался разобраться в своем исследовании директор Центра Казахстанского института экономических исследований Ерлан Каримов, передает портал Качественный Казахстан

Как отметил автор исследования, по итогам 2022 года ВВП (валовый внутренний продукт) Казахстана сформировался на уровне почти 103 трл тенге, из которых 30% приходится на промышленность (горнодобывающая - 50%; обрабатывающая - 45%; др. сферы промышленности - 5%), 17%  - на торговлю, 6% - на транспорт и по 5% - на сельское хозяйство и строительство.

При этом более 78% горнодобывающего сектора формирует добыча сырой нефти и природного газа, из которых 62% вносит Атырауская область.

«Соответственно, среди регионов наибольший вклад в ВВП страны вносит именно Атырауская область, где валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения опережает ближайший регион – город Алматы более чем в два раза, а Туркестанскую область - более чем в 12 раз. Таким образом, наблюдается высокая диспропорция регионального развития, которая влияет на социально-экономическое развитие всех регионов страны», – отметил аналитик.  

Однако, по его мнению, продажи сырьевых ресурсов не могут постоянно формировать высокие доходы по двум причинам:

  • Энергоресурсы и металлы имеют свойство заканчиваться. На сегодняшний день крупные нефтяные компании на западе Казахстана находятся на финальной стадии добычи, то есть в ближайшие 10 лет основные контракты на недропользование закончатся. 
  • В мире идет глобальный тренд на декарбонизацию экономики посредством использования технологий ВИЭ, электрификации транспорта, использования “зеленого” водорода, модульных атомных электростанций и др. Поэтому важно оценить и искать альтернативные «резервы роста» каждого региона, которые будут новыми источниками устойчивого экономического развития.

«Если анализировать данные структуры ВРП регионов без вклада горнодобывающего сектора, то Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области теряют почти половину своего дохода. Без горнодобывающего сектора страна может потерять более 15% ВВП. Без горнодобывающего сектора уровень ВРП на душу населения Атырауской области может сократиться в четыре раза. При этом регион все еще останется лидером по уровню ВРП на душу населения за счет высокого вклада обрабатывающей промышленности и МСП (малого и среднего предпринимательства), а также сопоставительно небольшого числа населения в регионе. Однако Атырауская область уже не имеет столь высокого разрыва ВРП на душу населения по сравнению с другими регионами», – поделился своими выводами автор исследования. 

Он дополнил, что, как известно, обрабатывающий сектор в Казахстане сильно зависит от сырья из горнодобывающего сектора, поэтому стране в перспективе необходимо сделать акцент на развитии и поддержке субъектов МСП. Так, в стране работают более 900 тыс. сотрудников в горнодобывающем секторе, в случае сокращения добычи ресурсов данных людей необходимо переквалифицировать, либо дать возможность открыть свое дело.

«Интересный факт в том, что без горнодобывающего сектора структура ВРП большинства регионов существенно не меняется, а вклад МСП вырос всего на 5% и составляет 36% в структуре ВВП, то есть можно сделать вывод, что многие регионы напрямую не сильно зависят от горнодобывающего сектора. Однако нельзя не отметить, что на сегодня наблюдается непропорциональное развитие МСП, где наибольшее развитие зафиксировано в городах Астане и Алматы с долей МСП в валовом региональном продукте 70% и 58% соответственно. По регионам аналогичные показатели достаточно скромные – в среднем лишь 26%», – отметил аналитик.  

Он пояснил, что данный разрыв произошел в силу сервисной направленности деятельности МСП в крупных городах и высокой доли выпуска продукции и услуг в сфере торговли. Также одна из причин неравномерного развития МСП в регионах – это низкая платежеспособность населения, слабое развитие инфраструктуры и финансовых институтов для предпринимателей в регионах. 

«В этой связи для развития МСП в регионах рекомендуется: развивать МСП с учетом региональных особенностей, нужно взрастить конкурентоспособных региональных лидеров. Наличие флагманов позволит обеспечить самодостаточность экономики. Разработать новые правила формирования резервов по залоговым ссудам банков с учетом финансовых возможностей заемщика для переоценки залогового имущества. По опыту стран ЕС, необходимо рассмотреть возможность предоставления «второго шанса» (second chance) обанкротившимся, но добросовестным МСП (то есть субъектам МСП с высокой репутацией будет оказана консультационная и финансовая помощь, реструктуризация долговой нагрузки для возобновления своей предпринимательской деятельности)», – подытожил Ерлан Каримов.