Статья рассчитана на руководителей и собственников компаний. Специалисты, занятые в этом направлении деятельности профессионально, вряд ли почерпнут что-то новое. Разве что смогут взглянуть на свою работу со стороны, а точнее – сверху. Есть прекрасная метафора о необходимости иногда оценить свою деятельность извне: «Сложно варить борщ, когда ты плавающий в нем овощ. Чтобы делать это эффективно, нужно вылезти из борща и взять в руки половник».
Управление рисками в компании – это попытка выявить и ранжировать все риски, которым подвержена ваша деятельность. О том, как это делается, я скажу позже. Сейчас лучше разобраться, зачем это вообще нужно.
Любой собственник (если он участвует в управлении), любой руководитель, да вообще любой человек принимает решения на основе оценки их будущих последствий. Конечно, это своего рода риск-менеджмент, куцый, неполный, но все же. Системный подход к управлению рисками будет отличаться тем, что вам необходимо выявить максимальное число возможных рисков для деятельности и провести их ранжирование.
Это необходимо потому, что если сейчас задать вам вопрос о том, какой риск вы считаете наиболее значимым для своей организации, то, скорее всего, ваш ответ будет очень субъективным. На него сильно повлияют последние новости, то, с кем из сотрудников вы больше общаетесь – если это будет начальник отдела логистики, то сегодня, в дни бушующей эпидемии, вы отдадите приоритет рискам транспортных ограничений, если маркетинга – то, наверное, будете ставить во главу угла общее падение спроса. В общем, вы будете оценивать риски на основе своих личных убеждений, потому что не ставите себе задачу охватить картину целиком, достигнуть объективности. А зря. Риск-менеджмент – надсистемный инструмент, который является элементом всех популярных методов управления компаниями (с ними можете ознакомится в исследовании Bain & Company: Management Tools & Trends). Поэтому игнорирование его крайне нежелательно.
Конечно, решение о том, будет ли ваша компания заниматься риск-менджментом, лежит на вас, но объективное определение возможных рисков и их ранжирование – это не особенно трудозатратное мероприятие, которое в итоге позволит вам сконцетрироваться на действительно важном. Взять в руки тот самый половник. До правильной организации деятельности по управлению рисками в таком случае будет еще далеко, но начало будет положено. А вообще, согласно исследованию, представленному в журнале R&D Management, более 89% успешных западных компаний систематически занимаются идентификацией рисков, а исследование, представленное в журнале Journal of Technology Management & Innovation, говорит о том, что, как правило, руководители считают управление рисками важной инициативой для реализации своих стратегий и получения устойчивых результатов и включают анализ рисков в свои процессы принятия решений.
Учитывая, что сегодня в компаниях микро- и малого бизнеса в нашей стране руководители редко используют этот важный инструмент менеджмента, для большинства руководителей это неплохая возможность получить долгосрочное управленческое преимущество. При этом, безусловно, польза системной работы с рисками для маленькой компании не будет настолько же ощутимой, как для большой, потому что в этом случае чаще всего карта рисков поможет просто осознавать, что вам грозит. На многие внешние риски вы повлиять не сможете, а многие – приведут к вашему закрытию. У среднего и крупного бизнеса, конечно, возможностей гораздо больше: открытие собственных образовательных центров при нехватке кадров, закупка дорогостоящего оборудования, например, для организации информационной безопасности или пожаротушения и прочее. Однако и у них нет возможностей глобальных транснациональных компаний: влияния на правительства, переноса производств в страны с лучшим налогообложением, поглощения конкурентов.
При этом сейчас в литературе популяризируется мнение, что риск-менеджмент, это в первую очередь составляющая стратегического планирования. На мой взгляд, это связано с тем, что стратегическое планирование уже два десятилетия является одним из, если не самым главным методом управления западными компаниями. Это хорошо видно в исследовании, приведенном выше. На самом же деле, управление рисками – важнейший элемент любых методов управления и легко может быть использовано вами как самостоятельный инструмент, который наверняка позволит сделать ваш бизнес более устойчивым.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через