Что такое маркировка и почему покупателю нужен только маркированный продукт?
Маркировка — это специальная зашифрованная метка на товаре, которая содержит информацию о производителе, серийный номер и код защиты от взлома. Знак наносится в виде DataMatrix-кода. Это двумерное квадратное изображение в виде черных и белых полей. Выглядит маркировка так:
Маркировка подобна номеру посылки, который ставится на почте: по ней можно отследить весь путь пакета или коробки до получателя. Так же наносит маркировку на бутылку вина и производитель. Маркировка — это знак качества для покупателя, она гарантирует, что товар выпущен настоящим производителем, а не сделан на подпольной фабрике. Покупатель не захочет класть в корзину бутылку вина без метки производителя.
Что такое пилотный проект по маркировке товаров и зачем в нем участвовать?
Маркировка затрагивает всех участников товарной цепочки: производителей, дистрибьюторов, супермаркеты и даже магазины у дома. Это длинный путь.
Пилотный проект позволит участникам протестировать сложное оборудование и программы, просчитать нагрузку и выявить слабые места в цепочке. К проекту могут присоединиться как производители, крупные дистрибьюторы, так и мелкие супермаркеты и аптеки. Озаботиться следует даже маленьким магазинам у дома, так как немаркированные сигареты, алкоголь и лекарства постепенно будут выводиться из оборота.
Зачем нужна маркировка бизнесу и производителям?
В электронной системе товар можно отследить по маркировке: где он находится, куда едет, какой партнер принял, в каком магазине выставлен и когда был продан. Маркировка даст достоверные цифры об остатках в магазинах и на складах — так можно строить реальные планы продаж.
Взломать систему и подделать маркировку невозможно из-за криптошифрования. Так сокращается доля контрафакта и повышается конкурентоспособность легальных производителей.
Кто может участвовать в «пилоте»?
В пилотном проекте участвуют производители и продавцы самых приоритетных групп товаров: табачной, алкогольной продукции, лекарств и обуви.
Участие в проекте бесплатное.
Как работает маркировка?
- Производитель наносит на тару уникальный код DataMatrix и отправляет генеральному дистрибьютору.
- Дистрибьютор принимает и сканирует партию и отправляет ее в магазины и супермаркеты.
- Супермаркет при получении новой партии считывает коды на упаковках и продает легальный товар через ККМ.
- В момент продажи на кассе 2D-сканер считывает маркировку, и код выводится из оборота.
- Даже сам покупатель может считать маркировку с помощью мобильного приложения и проверить происхождение пачки сигарет или бутылки вина.
Весь путь товара фиксируется на каждом этапе в информационной системе.
Код DataMatrix удобен при приемке и отгрузке товара.
DataMatrix на блоке сигарет содержит информацию обо всех пачках, которые лежат внутри. Код на коробе содержит данные обо всех блоках, которые в него упакованы. То есть, считав один код на коробе, магазин за одно сканирование принимает сотни пачек.
В чем преимущество кодов DataMatrix?
В отличие, например, от QR-кода, главное преимущество DataMatrix — живучесть и возможность на малой площади уместить максимум информации.
DataMatrix-код содержит информацию о собственном восстановлении. Это значит, что даже если маркировка повредится при перевозке, сканер сможет успешно его считать. DataMatrix остается считываемым, даже если сотрется две трети изображения.
А что с обычным полосатым штрихкодом? Чем он не устраивает?
По линейному штрихкоду невозможно отследить каждую единицу маркированного товара. Еще один большой недостаток — такой штрихкод не может уместить в себе достаточно много информации, как DataMatrix.
Какое оборудование нужно для участия и где его взять?
Производителям понадобится специальное оборудование для нанесения DataMatrix-кодов на производимый товар; розничным точкам — ККМ и 2D-сканеры для продаж.
Необходимое оборудование и тем, и другим на период проекта предоставляет бесплатно АО «Казахтелеком».
Как должны быть оборудованы розничные точки?
1. В магазинах и аптеках должны стоять контрольно-кассовые машины с подключением к ОФД.
2. Вместе с кассовым аппаратом должен работать 2D-сканер для считывания кодов.
3. На кассовом аппарате должна быть установлена версия прошивки, позволяющая передавать коды маркировки Оператору фискальных данных.
4. Розничная точка должна быть зарегистрирована в информационной системе маркировки.
Участникам пилотного проекта всё оборудование предоставляет АО «Казахтелеком».
Какие нормативно-правовые акты регламентируют внедрение маркировки в Республике Казахстан?
Введение маркировки и прослеживаемости в Казахстане регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:
- Соглашение о маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе, подписанное главами правительств стран Союза в Алматы 2 февраля 2018 года.
- В марте 2019 года Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе».
- Закон республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544-II «О регулировании торговой деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.04.2019).
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через