Случалось ли вам задумываться над тем, почему покупая новый телефон, ноутбук или телевизор, человек чаще отдаёт предпочтение товару известного бренда, который стоит дороже, а не гораздо более дешёвому аналогу непопулярной марки? При этом технические характеристики, внешний вид, гарантия практически одинаковы, так что оправдать это выгодными условиями или лучшим качеством можно далеко не всегда. А бывало ли такое, что, получив зарплату, вы отправлялись по магазинам, спонтанно покупали себе какую-то вещь, а, спустя время, задумывались о целесообразности данной покупки и винили себя? Не стоило, ведь таких людей очень много. Тех, кто в поступках руководствуется эмоциями и импульсами, а не логикой.
Это может звучать немного обидно, но у них недостаточно развит эмоциональный интеллект – способность задействовать и использовать свои эмоции, управлять ими. Но есть и хорошая новость – его можно тренировать. Дальше будет рассказано как.
shutterstock.com
Эмоциональный интеллект и крах классической экономики
Отправной точкой детального изучения проблематики эмоционального интеллекта стал 2002 год. Безусловно, сфера человеческих эмоций интересовала учёных постоянно, но именно в этом году Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями. В подтверждение данного факта приводился любопытный эксперимент: приобретение и утрата одной и той же суммы денег вызывает у человека разные по силе переживания. Так, при приобретении, к примеру, 100 $, степень удовлетворения в эмоциональном плане меньше, чем от утраты этой же суммы.
Гораздо детальнее это всё описано в монографии Е. Хлевной и Л. Южанинова «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект». В ней авторы выказывают убеждение, что описанным выше признанием заслуги психологов «была справлена тризна по классической экономике». Поведенческая же модель во многом строилась на понимании сущности эмоционального интеллекта, изучением которого Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, занимались с 1990 года.
Под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) в их трудах описывается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Для чего эта способность нужна человеку?
- Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. Без неё не обойдётся ни один управленец, HR-менеджер, бизнесмен, пиарщик или рекламист. Зависимость принимаемых решений от эмоционального фона справедлива в любых случаях, именно поэтому сейчас так много миленьких котиков и собачек убеждают нас с экранов телевизоров о необходимости совершения какой-нибудь покупки. Пример немного утрирован, но общую мысль доносит хорошо. «Вирусность», «сарафанное радио», позиционирование товара – всё это построено на понимании механизмов эмоционального интеллекта так, чтобы буквально заставлять человека совершать нужное действие.
- Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект как раз таки и даёт возможность не попадаться в коммерческие сети, противостоять манипулированию, правильно расставлять приоритеты и цели.
Возможно, вы заметили некоторое сходство между эмпатией и эмоциональным интеллектом. Действительно, эмпатия, как способность понимать и сопереживать эмоциям других, является одной из составляющих EQ. Наряду с самоуправлением, социальными навыками и самосознанием.
shutterstock.com
Как развивать эмоциональный интеллект
Высокий уровень EQ позволяет человеку продуктивнее развиваться как в личном, так и профессиональном планах, управлять стрессом и строить эффективную коммуникацию с другими. Работа над его развитием как минимум научит вас понимать подоплёку некоторых своих бессознательных действий.
- Замечайте свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства, так вы теряете важную часть входящей информации.
- Прислушивайтесь к языку своего тела. Не подавляйте физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь, вы легко сможете «читать» идентичные ощущения и переживания других.
- Наблюдайте как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.
- Не подавляйте свои чувства. Не в том плане, что каждый раз, когда вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.
- Развивайте эмоциональную память. Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать своё будущее поведение.
- Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно.
- Будьте открыты и дружелюбны в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.
- Развивайте навыки эмпатии. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.
- Учитесь слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.
- Будьте эмоционально честны. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через