Государство

Что чаще всего покупают казахстанцы в интернете: исследование

  Что чаще всего покупают казахстанцы в интернете: исследование

На бизнес-конференции 29-й Международной выставки моды Central Asia Fashion директор группы исследовательских компаний Alvin Market и ICT-Marketing, президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка (КАПИОР) Наталья Оспанова поделилась уникальными для казахстанского рынка аналитическими данными. Они детально отражают региональную специфику казахстанского онлайн-шопинга, выделяют самые прогрессивные в онлайне регионы Казахстана, дают оценку популярным маркетплейсам страны и анализируют логику потребительского онлайн-поведения.

Уникальные данные аналитики собраны на основе опросов более 11 тысяч казахстанских онлайн-покупателей, а также предпринимателей, имеющих опыт работы с маркетплейсами.

Как отмечает спикер CAF Наталья Оспанова, уже сегодня, исходя из данных аналитики, каждый второй казахстанец имеет опыт покупки онлайн за последние полгода. Причем взрывной рост продаж произошел в период карантинных мероприятий в 2020 году:

«Все ринулись в онлайн, потому что это был единственный канал продаж, доступный ретейлерам. Безусловно, не все были готовы к такому повороту событий, и не у всех были отлажены процессы. Все это прежде всего сказалось на поведении покупателей - высказывалась неудовлетворенность сервисом, - поэтому некоторые эксперты прогнозировали, что после окончания карантина рынок онлайн откатится назад, а люди вновь побегут в магазины. Однако этого не произошло, а онлайн-продажи основательно вошли в жизнь казахстанцев как обычная практика».

Динамика развития е-commerce:

  • 59% россиян имеют опыт покупок непродовольственных товаров за последние полгода.
  • В Китае 70% населения являются активными онлайн-покупателями.

Какую одежду выбирают онлайн-покупатели

Как отмечает эксперт бизнес-конференции CAF Наталья Оспанова, категория fashion входит в топ-3 лидеров по интересам онлайн-покупателей: наибольшим спросом пользуется женская одежда, обувь и мужская одежда. В топ-13 попадает и детская одежда.

«Когда мы изучали поведение казахстанских покупателей, мы заметили, что, наполняя корзины, они выбирают не одну товарную категорию, а две-три, соответственно, выходя на онлайн-продажи, необходимо иметь достаточно широкий ассортимент, который мог бы заинтересовать покупателя. Например, одежда, товары для дома, хобби и досуга», - рассказывает Наталья Оспанова.

Согласно исследованиям, в период пандемии сильно изменился стиль, предпочитаемый онлайн-покупателями.

На первый план по всему миру вышла спортивные одежда, одежда для прогулок, домашняя одежда, а деловые костюмы, вечерние платья и босоножки на каблуке оказались менее востребованы.

Покупателям не только на период карантина, но и после, стала наиболее интересна повседневная одежда: футболки, джинсы и кроссовки. В то же время специалист рекомендует ретейлерам не забывать о спонтанных покупках и «товарах-магнитах», которые могут притягивать потребителей: так, выделяют женские кофты и кардиганы, различные шлепанцы и сандалии, товары для детей, а также мужские футболки и рубашки.

Гендерные различия в онлайн-шопинге

«Ни для кого не станет откровением, если мы скажем, что онлайн-шопоголики - это женщины. За полгода они делают около 9 покупок, это более одного приобретения в месяц, некоторые даже забывают о своих онлайн-покупках.

Мужчины покупают реже, но при этом средний чек на 48% выше. Они более рационально подходят к приобретениям и совершают свои покупки комплектами. А еще довольно часто они покупают в запас, в частности, майки и носки. Что касается детской одежды, то здесь покупки происходят гораздо реже, где-то один раз в месяц, но чек при этом сопоставим с покупкой взрослой одежды. Поэтому нельзя сказать, что на детей в Казахстане онлайн тратят меньше», - делится Наталья Оспанова.

Региональная специфика онлайн-шопинга KZ

В то же время эксперт бизнес-конференции Международной выставки моды CAF выделила особенность регионального онлайн-шоппинга. Так, города Алматы и Нур-Султан оказались в лидерах по интернет-продажам, благодаря не столько численности населения, сколько продвинутости пользователей. В топ-3 по интенсивности онлайн-продаж вошла и Карагандинская область.

Шымкент, вопреки прогнозам аудитории, оказался на десятом месте, а Туркестанская область в аутсайдерах.

По мнению Натальи Оспановой, есть разные обоснования сложившейся ситуации: «Напрямую влияет скорость доставки и логистика, если она не отлажена или очень дорогая, то это напрямую отражается на продажах. Ещё один фактор - широта ассортимента в регионе, и если в принципе недоступны в торговых центрах какие-то бренды, их можно купить только онлайн».

В то же время с точки зрения активности онлайн-покупателей и частоты шопинга от одного раза в месяц и более, лидерами также остаются Алматы и Нур-Султан.

Также по частоте онлайн-покупок выделяются Мангистауская и Актюбинская область. Кроме того, в Атырауской области высокая востребованность одежды для взрослых и детей. А в Акмолинской - высокий интерес в основном к одежде для взрослых.

Какие игроки наиболее востребованы?

Самой популярной площадкой с точки зрения онлайн-покупок в Казахстане эксперт бизнес-конференции Международной выставки моды CAF Наталья Опанова называет Kaspi.kz.

«На сегодняшний день более 50% населения пользуются услугами банка и, соответственно, у них установлено приложение и доступна эта площадка. Неслучайно именно Kaspi.kz, по оценке пользователей, одно из наиболее user friendly-приложений на территории Казахстана.

На второе место выходит зарубежная площадка AliExpress, широко востребованная среди казахстанцев, далее - Wildberries, OLX и социальные сети.

На удивление, площадка Lamoda.kz не входит в лидеры, а находится на 8 строчке рейтинга.

То, что Kaspi.kz стал региональным лидером, это специфика именно нашей страны, потому как, если говорить об опыте соседей, то среди россиян популярностью пользуются зарубежные площадки. Такая же тенденция в Китае: пользователи предпочитают покупать в зарубежных маркетплейсах и гоняются за подлинными европейскими и американскими брендами», - рассказывает Наталья Оспанова.

Исходя из опроса, аналитики составили портрет казахстанского интернет-покупателя, который оказался достаточно близким у разных площадок. Так, это люди среднего возраста около 30 лет, с высшим образованием, как правило семейные, со средним доходом.

По данным исследования эксперта CAF Натальи Оспановой, казахстанцы делают выбор в пользу онлайн-шопинга с целью экономии времени и удобства доставки в нужное место. В то же время в других странах приоритеты пользователей иные: к примеру, в России покупают онлайн из-за более выгодной цены.

Для казахстанцев низкие цены на товар только на третьем месте. В целом Наталья Оспанова полностью развенчала миф о том, что цена для казахстанцев является главным фактором к покупке: согласно исследованиям, главной причиной выбора маркетплейса у казахстанцев становится бесплатная доставка и уровень сервиса. Далее в приоритетном порядке следуют бонусы, кэшбэки на банковскую карту, скидки на товар и разные виды акций.

В целом основным барьером к онлайн-покупке эксперты видят невозможность пощупать и примерить понравившуюся вещь. Однако, исходя из типов населенного пункта, менее чувствительными к этому фактору становятся малые города Казахстана и села.

Для чего предприниматели выходят в онлайн

За основу исследования аналитики взяли опрос нескольких групп предпринимателей. Согласно его результатам, представленным на бизнес-конференции Международной выставки моды CAF, на маркетплейсы бизнес выходит по разным причинам.

Так, молодые предприниматели выход на маркетплейсы рассматривают как естественный процесс и свой бизнес не видят без онлайн-продаж.

Владельцы среднего и крупного бизнеса видят в маркетплейсах возможность максимизировать количество точек контакта с клиентом. Поэтому в их стратегии охват как можно большего количества площадок, соответствующих ассортименту.

Третья группа предпринимателей до объявления карантина успешно развивалась офлайн, и выход в онлайн оказался для них единственным вариантом связи с клиентом. Основной площадкой для них стал Instagram, а дальше они стали присматриваться к раскрученным маркетплейсам.

Кроме того, эксперты представленного отраслевого исследования выделили основные стратегии, которые выбирали казахстанские предприниматели: набрать как можно больше лидов (точек контакта), которые потом могли бы обрабатывать на других площадках. Для этой стратегии как правило использовались платформы OLX, market.kz, satu.kz.

Для реализации простой стратегии «организовать продажи» выбирались kaspi.kz, Lamoda, Wildberries и flip.kz. Здесь плюсом стала возможность продавать товары под конкретным артикулом, размещать широкий ассортимент, широкая география присутствия бренда, и основное – умение делегировать процессы, связанные с доставкой.

Отвечая на вопросы аудитории, спикер бизнес-конференции Международной выставки моды CAF Наталья Оспанова рекомендовала бизнесу в период неопределенности и турбулентности рассматривать различные виды площадок в зависимости от удобства логистики, а также использовать различные каналы контактов и делать выбор в пользу диверсификации. «Если есть возможность географического развития, экспортируйте товар, тем более сейчас как никогда открываются свободные ниши. Не нужно рассматривать текущую реальность как угрозу для бизнеса», - подытожила эксперт.

 

Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе всех событий!
Facebook Youtube Instagram Вконтакте Форум качества

Поделиться с друзьями

Оставьте комментарий