Если представить развитие образования в ближайшие годы относительно «стабильным» - предположить, что радикальных перемен в нем не будет – можно составить следующее представление о будущем школ.
В данный момент средний возраст школьного учителя близок скорее к пожилому и даже пенсионному. Наиболее это характерно для регионов. Если в Москве зарплаты учителей вполне конкуренты, то за МКАДом в подавляющем большинстве школ зарплаты очень низкие – даже ниже средних по городу.
Молодые люди практически не работаю в школах. И дело даже не в том, что они поголовно не имеют педагогического таланта – среди выпускников вузов были, есть и будут те, кто умеет превосходно передавать знания. Но для того, чтобы быть учителем в российской школе, требуется талант особого рода – преодолевать трудности. И он весьма редок.
За низкую зарплату нужно выполнять множество обязанностей. Вполне логично, что молодые люди не хотят этим заниматься, когда можно найти себе более выгодное применение и уставать намного меньше за более высокую оплату.
Пока еще в школах работают учителя, которые считают педагогику своим настоящем призванием и готовы добровольно вкладываться в это целиком. Но, как уже было отмечено, это поколение учителей неуклонно стареет.
Что будет дальше
Тезисы, которые будут высказаны дальше – прогнозы и предположения, но им есть достаточное количество обоснований.
Из-за жесткого дефицита кадров на работу будут брать всех желающих независимо от того, что написано в их дипломе. Люди, не получившие должного образования, имеют меньше шансов стать хорошими педагогами даже при желании работать в школе. Для многих школа станет «единственным шансом» – они будут устраиваться, если не смогут стать востребованными в своей области. Уровень таких педагогов представить нетрудно.
Конечно, молодые талантливые педагоги продолжат появляться в России. Вот только работать они будут не в средних общеобразовательных школах. Предприимчивые люди откроют частные образовательные центры на коммерческой основе. Все молодые, талантливые и умные люди осознают, что зарплата в таких центрах выше, кроме того, в них, скорее всего, будет меньше бумажной отчетности, свойственной для государственных учреждений. Поэтому учиться дети будут платно – те, чьи родители смогут себе это позволить.
Эффективность работы обычных средних школ будет измеряться лишь цифрами в отчетах. Уже сейчас они имеют не так много общего с реальностью, и этот разрыв продолжит увеличиваться.
Контроль со стороны государства усилится, но выразится он лишь в увеличении отчетов, бумаг и прочей не имеющей отношения к образованию работы для педагогов.
Как ни странно, но конкурс в педагогические вузы может возрасти. Вот только их выпускники будут работать либо в коммерческих центрах, либо частными репетиторами.
В обществе произойдет расслоение по уровню образования. Дети небогатых родителей, которые не смогут оплачивать ребенку репетиторов, будут иметь изначально крайне низкие шансы на достойное будущее.
Картина представляется не радужной. Но чтобы она не воплотилась в реальность, в образовании должны произойти серьезные перемены. Пока их не наблюдается.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через