фото: istockphoto.com
Очень многие пользователи социальных сетей, выставляя свои фотографии у себя на странице, предварительно накладывают на нее фильтры, чтобы выглядеть красивее. Казалось бы, безобидный инструмент, который приносит только положительные эмоции…
Но уже давно есть исследования, которые утверждают, что такие инструменты вредны для здоровья. Массовое изменение фотографий лиц формирует нереалистичный взгляд на красоту у впечатлительных детей и молодых людей. И потому все больше становится подростков, считающих себя некрасивыми, так как их лица не соответствуют многочисленным фотографиям красивых людей в интернете. Это рождает много комплексов, может приводить к тревоге, депрессии, а порой и вызывать суицидальные мысли.
Хотя никто не призывает совсем запретить эту технологию, но есть мнение, что люди, которые так или иначе используют свою внешность в коммерческих целях, должны писать, что они использовали фильтры или ретушь при публикации своих фото.
Например, в 2021 году Норвегия приняла закон для таких категорий пользователей, требующий указывать в социальных сетях была ли фотография отретуширована. Франция пошла еще дальше: там под это требование попадает еще и видео.
Этот же вопрос рассматривает Великобритания. Однако еще неизвестно, будет ли закон направлен только на рекламу в социальных сетях или еще и на влиятельных (медийных) персон. Так, британский психолог Стюарт Дафф говорит, что у некоторых влиятельных лиц в социальных сетях всегда будет искушение использовать уловки, чтобы улучшить свой внешний вид в интернете, потому что красивая внешность продается: «Физическое влечение оказывает очень сильное, но часто бессознательное влияние на наши решения, когда речь идет о покупке товаров и услуг у других. Когда нас спрашивают, что важнее всего, мы сознательно преуменьшаем важность внешнего вида и говорим о таких качествах, как интеллект, ценности и личность, однако психологические исследования последовательно показывают сильную положительную связь между привлекательностью человека и его способностью продавать нам».
Казахстанский психолог Константин Рогов согласен, что внешность играет большую роль в отношениях людей, а потому стремление изменить свое лицо хотя бы с помощью ретуши на фотографиях - это норма. Однако сомневается, что информация о редактировании фото сможет как-то повлиять на улучшение ситуации с формированием различных комплексов у подростков.
«Дети, а тем более подростки, не слишком хорошо воспринимают какую-то сухую информацию. Можно тысячу раз говорить закомплексованному ребенку, что он красив и обладает многими уникальными чертами, делающими его привлекательным, но он просто не будет воспринимать это. Такие вещи лучше оставить нам, психологам. А сосредоточиться важнее на том, чтобы изначально формировать здоровую личность, которая не будет подвержена комплексам, какими бы отфотошопленными ни были фотографии в соцсетях, где сидит ребенок. Эти соцсети в принципе не должны восприниматься им как образец для подражания», - считает специалист.
По мнению Рогова, лучший способ избавить ребенка от негативного влияния окружения и, в частности, соцсетей - это сформировать у него критическое мышление и понимание, что только он сам несет ответственность за свою жизнь и судьбу.
Если дети будут понимать, что соцсети - просто обложка, витрина, на которую выкладывают только яркие, специально отобраные моенты жизни, они не будут принимать это за истину. Соответственно, не будет нужды постоянно сидеть в интернет-сообществах что-то кому-то доказывая. И можно будет переключиться на другие, действительно важные и интересные аспекты своей жизни, на реальное общение.
Проблема только в том, что родителей сегодня не учат быть родителями. Людей, осознанно подходящих к этой роли, изучающих соответствующую литературу или информацию на специализированных сайтах, очень мало. Отсюда и формирование личности с психологическими проблемами. Так вырастает поколение, которое подвержено влиянию такой, казалось бы, безобидной вещи, как цифровые фильтры в соцсетях.
Роман ПОПОВ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через